Тезисы выступления и Концепция кадетского образования в России генерал-майор для Съезда делегатов образовательных организаций кадетской направленности

Просмотров: 2231

Тезисы выступления Почетного председателя Московского содружества суворовцев, нахимовцев и кадет, и Концепция кадетского образования в России – для Съезда делегатов образовательных организаций кадетской направленности

Тезисы выступления
Почетного председателя Московского содружества суворовцев, нахимовцев и кадет
и Концепция кадетского образования в России –
для Съезда делегатов образовательных организаций кадетской направленности

2-4 ноября года, Москва

До 1993 года в Российской Федерации существовало всего 23 суворовских военных и нахимовских военно-морских училища, созданных в СССР в 1943-1944 годах и позднее.


История Российского кадетского образования, прерванная революционными событиями 1917 года, возродилась в нашей стране в годы Великой Отечественной войны.

В 1943 году Постановлением Правительства (Постановление СНК СССР И ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации») были организованы 9 суворовских военных училищ (СВУ) и 2 нахимовских военно-морских училища НВМУ) по 500 человек в каждом со сроком обучения 7 лет.

В постановлении подчеркивалось, что училища создаются «по типу старых кадетских корпусов.» С тех пор, все выпускники суворовских и нахимовских военных училищ считали и называли себя – кадетами и гордились этим. В 1944 году к первым суворовским училищам прибавилось еще шесть.


До 1992 года в России никто не знал и не выговаривал официально слово «кадет» и «кадетский корпус».

Но в 1992 году состоялись первые контакты русских зарубежных кадет императорских кадетских корпусов – с выпускниками советских суворовских и нахимовских военных училищ.

Тогда и состоялась передача российским кадетам – исторических русских кадетских традиций верного служения Отечеству с детства, было развернуто кадетское движение и заложены основы кадетского образования России.

Первые кадетские корпуса в России были созданы в 1993 году по инициативе и на средства выпускников – советских суворовцев Москвы.

В 1993 году, в Москве решением Совета «Московского суворовско-нахимовского клуба» был создан Первый Московский кадетский корпус.

Первым директором этого кадетского корпуса был назначен выпускник Тамбовского СВУ 1961 года полковник Владимир Кирсанов, который создал его «с нуля» и 20 лет, вплоть до своего ухода из жизни, успешно командовал корпусом.

Первый набор в пятый класс Корпуса составил 27 кадет.

Сегодня Первому Московскому кадетскому корпусу исполнилось 30 лет и 30 сентября 2023 года на ВДНХ, в строю Первого Московского кадетского корпуса, стояло 3000 его юных кадет, принимающих Клятву Кадета.

***

В Российской империи в 1917 году вместе с Пажеским было 32 кадетских корпуса.

В СССР действовало 23 СВУ и НВМУ.


Официальное признание государством российских кадет наступило в 2012 году, что во многом удалось ветерану-суворовцу, выпускнику МсСВУ 1963 года Александру Владимирову, благодаря конкретной помощи политических деятелей страны, осознающих роль довузовской подготовки молодых людей к государственной службе.

Так, благодаря законодательной инициативе депутата Государственной Думы И.А. Яровой впервые удалось закрепить в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нашу 86-ю статью о создании и функционировании общеобразовательных организаций со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище».

Важнейшим аспектом Закона явилось законодательное утверждение цели кадетского образования как «подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества» (пункт 1. ст. 86. Закона № 273-ФЗ).


Сегодня по всей России – практически во всех субъектах Российской Федерации действует свыше 200 образовательных организаций кадетского типа.

Кадетские и казачьи кадетские образовательные организации находятся в ведении различных федеральных министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации (Минобороны, Росгвардии, МВД, ФСБ, МЧС, Следственного комитета, Минкультуры, а также Минпросвещения России и органов образования субъектов РФ).

Созданы и действуют кадетские корпуса и кадетские классы в Крыму, Донецкой, Луганской республиках и на территориях освобожденных областей Украины.

По инициативе и силами ветеранов суворовцев создано и действует суворовское военное училище в Тирасполе.

Общественные организации выпускников суворовских и нахимовских училищ имеются практически во всех регионах и областных центрах России, с общим числом кадет-ветеранов порядка 200 тысяч человек.

Ветеранами суворовцами в Москве создан и работает Дом кадета.

Образована и активно работает Лига кадетского спорта России.

Каждый юбилейный год – со дня образования в 1943 году первых СВУ и НВМУ – на Суворовской площади Москвы встречаются все поколения суворовцев, нахимовцев и кадет России, и торжественно отмечают свой юбилей в Театре Российской Армии.


В настоящее время только в системе Минобороны действуют 34 учебных заведения

7 президентских кадетских училищ

10 кадетских корпусов

12 суворовских военных училищ

5 нахимовских военно-морских училищ

Сегодня -

В кадетских учреждениях министерств и ведомств России одновременно учатся более 25 тысяч человек, и ежегодно выпускается около 3 тысяч суворовцев, нахимовцев и кадет.

В 150 общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «кадетские» обучается около 40 тысяч учащихся в более 1,3 тысячи классах.

Более 1 млн воспитанников обучаются почти в 8 тысячах кадетских и казачьих классах.

Таким образом, общее число обучающихся кадет в России составляет более 1,1 млн воспитанников, при этом ежегодно выпускаются около 15 тысяч кадет.

Выпускники суворовцы, нахимовцы и кадеты России сегодня составляют основной костяк офицерского корпуса России, и стали поистине ее национальной гордостью, государственным достоянием, народной надеждой и президентской опорой.

Кадетское образование становится составной частью государственной кадровой политики, первичным элементом непрерывного образования государственной службы.

Кадетское образование и воспитанники образовательных организаций кадетского типа (ООКТ), способные и готовые безупречно служить Отечеству с детства – составляют основу формирования нового слоя профессиональных государственных служащих, кадрового и мобилизационного резерва России.

Кадеты России сегодня являются основной патриотической скрепой российского общества и формируют его способность к защите и строительству Отечества.

***

Всю эту колоссальную и столь необходимую России работу инициировали и ведут выпускники суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ советского времени, которые подвигом своего труда – убедили и заставили наше государство обратить свое внимание на вопросы кадетского образования и кадетского воспитания с тем, чтобы всемерно помогать их развитию.


СПРАВОЧНО

Тем не менее.

На сегодняшний день – официального признания кадетского образования как самостоятельной ветви образования государственной службы не наступило.

В 2016 году по итогам доклада заместителя секретаря Общественной палаты России Героя России В.А. Бочарова «О положении дел в кадетском образовании страны», Президент России В.В. Путин дал поручение Минобрнауки России разобраться с правовыми условиями функционирования и развития кадетского образования, его места и роли в системе образования и патриотического воспитания молодежи России.

В том же году во исполнение Поручения Президента РФ состоялось Поручения Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. № ОГ-П8-6270

«О предложениях по совершенствованию нормативно правового регулирования кадетских образовательных организаций».

Во исполнение которого, приказом Министра образования и науки был создан Межведомственный Совет по кадетскому образованию (Председатель Совета – министр Минобрнауки России Ольга Юрьевна Васильева, заместитель председателя Совета Александр Иванович Владимиров, он же автор Концепции кадетского образования в России.)

Основной задачей Совета стала – приведение кадетского воспитания и образования к единому государственному стандарту, основанному на исторических традициях и лучших достижениях в воспитании кадет, суворовцев и нахимовцев в современной России и разработка Концепции кадетского образования в России как базовой основы для разработки Закона о кадетском образовании.

В течение трех лет – к исходу 2018 года, проект Концепции кадетского образования в России был разработан Советом, однако он так и не был внесен в установленные сроки прежним составом Министерства в Правительство Российской Федерации для утверждения и введения в государственную практику. До сих пор наша Концепция в Правительство не представлена в связи с тем, что при реорганизации Минобрнауки в Минпросвещения России в 2019 г. – вновь созданное Министерство просвещения России утратило статус ведомства, имеющего право разрабатывать документы уровня «межведомственных документов стратегического планирования».

В 2019 году работа названного Совета была заморожена, а в сентябре 2020 г. приказом Министерства просвещения РФ № 494 Совет вовсе упразднен: «в связи с оптимизацией» и утратой полномочий разработки документов межведомственного характера.

Таким образом, поручения Президента России и Правительства Российской Федерации - не выполнены, система кадетского образования в России фактически создана и успешно функционирует, но юридически не существует.

До сих пор, по вине и из-за прямого сопротивления Минпросвещения России, кадетское образование официально таким не считается, и в Законе «Об образовании в России» не прописано.

Сегодня в России кадетское образование развивается и расширяется самопроизвольно и неуправляемо, его государственная эффективность оставляет желать лучшего.

Очевидно, что сегодня, когда Россия находится в состоянии войны, принятие Закона «О кадетском образовании в России» является важнейшим делом государства и всего российского общества.


***

Основная цель кадетского образования – формирование руководящего слоя – национальной элиты государства и профессионального слоя государственных служащих, обладающих государственно-патриотическим мировоззрением, спаянных кадетской дружбой и этикой служения Отечеству с детства, способных эффективно управлять страной в мирное и военное время во имя достижения целей национального развития России и ее исторической вечности.

Править страной и нацией должны лучшие и специально подготовленные кадры.

Исходя из высшего государственного предназначения кадетского образования – им должен заниматься лично Президент России, имеющий собственную систему развития кадетского образования – как первичного звена образования государственной службы, кадровой политики и государственного управления

Сегодня кадетам России исполнилось 322 года.

Кадеты России будут существовать, несмотря ни на что - вечно, как будет, несмотря ни на что, исторически успешна и вечна сама Россия.

Что дает России кадетское образование


Национальному лидеру:

• Историческое признание и заслугу как основателю нового российского служилого слоя государевых людей;

• Единый и мощный корпус государственных служащих, с детства считающих Президента России своим основателем и попечителем;

• Возможность эффективных планомерных или оперативных кадровых и политических решений и действий;

• Преданность кадет служению Отечеству;

• Полный личный президентский контроль над всей системой государственных институтов и гражданским обществом.


Государству Российская Федерация:

• патриотическую, профессиональную и корпоративную скрепу нации;

• воспитание граждан России как ее убежденных патриотов, готовых безупречно служить Отечеству и защищать его с оружием в руках;

• убежденный слой граждан России, понимающих службу Отечеству как профессию, долг, верность нации и цель своей жизни и вне связи с привилегиями, славой и почестями, готовых и способных возлагать на себя бремя ответственности за судьбы страны;

• подготовленных специалистов, имеющих профессиональные навыки работы с первичными коллективами и базовые знания (навыки) по управлению ими при исполнении первичных должностей военной или иной государственной службы;

• наличие и постоянное накопление кадрового резерва по разным видам государственной службы;

• гибкую и эффективную систему профессионального государственного управления;

• постепенное, но обязательное и неуклонное улучшение качества управления государством и самой государственной службы, гарантированное снижение уровня коррупции, бюрократизма и неэффективного управления;

• рост качества государственного профессионального управления и улучшение мобилизационных возможностей государства в сферах управления;

• источник кадрового ресурса для всех сфер национального бытия.


Российскому народу и обществу:

• рост благосостояния, связанный с лучшим качеством управления государством;

• уверенность в своей безопасности и успешном историческом будущем;

• утверждение патриотической национальной идентификации;

• гордость за своих сыновей и дочерей, с детства посвятивших свои жизни службе Отечеству;

• стабильность и неуклонность национального развития.


Своим воспитанникам:

• получение полного общего и среднего профессионального образования государственной службы, престижной и востребованной военно-учетной и государственно-учетной специальности;

• высокое духовно-нравственное воспитание и первичную военную подготовку, физическую закалку, честь и этику служения Отечеству;

• патриотическую социализацию, твердые внутренние основы жизни, дисциплину, уважение к труду и старшим;

• получение разносторонних знаний и навыков в соответствии с государственным стандартом кадетского образования, который должен быть специально разработан и введен в практику;

• высокую конкурентоспособность на рынке труда;

• возможность сделать успешную служебную карьеру государственного служащего великой державы;

• личную причастность к слою государственных служащих России как ее опоре и гордости.

Таким образом, кадеты России разных поколений – становятся цементирующей нравственной частью народной национальной элиты, которая своим примером обеспечивает преемственность поколений в безупречном служении Отечеству на военном, правоохранительном и гражданском поприще.

***


СПРАВОЧНО

За 80 лет своего существования суворовские, нахимовские училища и спецшколы воспитали:

• 98 Героев Советского Союза, Социалистического Труда и России;

• премьер-министра России (Примаков Е.М., Бакинское военно-морское подготовительное училище), Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации (Герой России И.С. Иванов, Московское СВУ), вице-премьера Правительства Российской Федерации (Герой России Ю.И. Борисов, Тверское СВУ) и 5 федеральных министров, 4 губернаторов;

• начальника Генерального штаба ВС РФ (генерал армии В.В. Герасимов, Казанское СВУ) и 4 заместителей министра обороны;

• более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей;

• более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня;

• более тысячи генералов (в том числе 5 генералов армии) и свыше 20 тысяч старших офицеров армии и флота;

• 2 академиков РАН;

• 3 летчиков-космонавтов;

• около 500 докторов наук;

• десятки народных и заслуженных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников;

• десятки чемпионов и призеров Олимпийских игр, десятки чемпионов мира и Европы, сотни мастеров спорта.


Выдающиеся кадеты России на 2023 год

1. БОРИСОВ Юрий Иванович – Герой Российской Федерации, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, в настоящее время руководитель ГК «Роскосмос», выпускник Калининского СВУ 1974 г.

2. БОЧАРОВ Андрей Иванович – Герой Российской Федерации, губернатор Волгоградской области, выпускник Московского СВУ 1987 г.

3. БУЛГАКОВ Владимир Васильевич – Герой Российской Федерации, командующий войсками Дальневосточного военного округа (2006– 2008 г.), генерал-полковник, выпускник Кавказского СВУ 1967 г.

4. ВЛАДИМИРОВ Александр Иванович – президент Коллегии военных экспертов России, почетный председатель Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», идеолог, основатель и организатор кадетского движения и кадетского образования России (автор Концепции кадетского образования России), генерал-майор, выпускник Московского СВУ 1963 г.

5. ВОЛОБУЕВ Николай Анатольевич – заместитель генерального директора Госкорпорации «Ростех», генерал-полковник, выпускник Московского СВУ 1970 г.

6. ГЕРАСИМОВ Валерий Васильевич – Герой Российской Федерации, начальник Генерального штаба – первый заместитель министра обороны Российской Федерации, генерал армии, выпускник Казанского СВУ 1973 г.

7. ГРУЗДЕВ Владимир Сергеевич – губернатор Тульской области (2011–2016 г.), председатель правления Ассоциации юристов России, выпускник Московского СВУ 1984 г.

8. ДВОРНИКОВ Александр Владимирович – российский военачальник, генерал армии, выпускник Уссурийского СВУ 1978 г.

9. ДЖАНИБЕКОВ Владимир Александрович – дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-майор, выпускник Ташкентского СВУ 1960 г.

10. ЗОЛОТАРЕВ Владимир Антонович – российский военный историк, генерал-майор, выпускник Ленинградского СВУ 1964 г.

11. ИВАНОВ Игорь Сергеевич – Герой Российской Федерации, министр иностранных дел Российской Федерации (1998–2004 г.), Секретарь Совета безопасности РФ (2004–2007 г.), Чрезвычайный и Полномочный посол, член-корреспондент РАН, выпускник Московского СВУ 1963 г.

12. КОЧЕТОВ Константин Алексеевич – первый заместитель министра обороны СССР, генерал армии, выпускник Тамбовского СВУ 1950 г.

13. КУНЦ Николай Зыгмунтович – историограф кадетского движения России, профессор, полковник, выпускник Минского СВУ 1963 г.

14. ЛАВРИНЕЦ Юрий Михайлович – председатель РБВО «Московское содружество суворовцев, нахимовцев, кадет», основатель-организатор кадетского движения и кадетского образования России, автор Концепции кадетских классов Москвы, основатель Дома кадет России, полковник, выпускник Калининского СВУ 1980 г.

15. НЕСТЕРОВ Дмитрий Владимирович – сопредседатель Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», председатель РО «Московские суворовцы», организатор кадетского образования России, выпускник Московского СВУ 1983 г.

16. НИКИФОРОВ Евгений Валерьевич - российский военачальник, генерал полковник, выпускник Уссурийского СВУ 1987 г.

17. РОМАНЕНКО Роман Юрьевич – Герой Российской Федерации, летчик-космонавт Российской Федерации, начальник главного штаба «Юнармии», выпускник Ленинградского СВУ 1988 г.

18. РУДСКОЙ Сергей Федорович – Герой Российской Федерации, начальник ГОУ ГШ ВС РФ, генерал-полковник, выпускник Минского СВУ 1977 г.

19. ЧИКОВАНИ Владимир Окропирович – председатель Совета старейшин-главный старейшина Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», генерал-лейтенант, выпускник Тбилисского НВМУ 1956 г.

***

Роль и место общественных объединений кадет России в разработке и реализации Концепции кадетского образования в России важны и уникальны.

Важность и уникальность этих объединений определена целым рядом факторов.

Во-первых, кадетское образование насчитывает более трехсот лет, и все эти годы в той или иной степени организации существовали корпоративные связи и объединения выпускников кадетских корпусов, потом и суворовских (нахимовских) военных училищ.

Во-вторых, общественные объединения кадет отличаются от всех и любых общественных объединений гражданского общества России не только своей подчеркнутой государственно-патриотической позицией, но и тем, что каждый выпускник суворовского, нахимовского военного училища и кадетского корпуса остается кадетом и членом общественной организации своего выпуска и своего училища с выпуска и пожизненно. Бывших кадет не бывает.

В-третьих, выпускники суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов СССР и России образуют слой граждан России, объединенных общностью судьбы, дружбой с детства, воспитанием на кадетских традициях и принципах корпоративной кадетской этики служения Отечеству в учреждениях кадетского образования.

В-четвертых, общественные организации выпускников суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов созданы в большинстве субъектов Российской Федерации. Объединения насчитывают более 200 тысяч своих членов и объединены в Общероссийский союз кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», который уже стал весомой и авторитетной частью гражданского общества России. Каждый год выпуск учреждений кадетского образования составляет около 3 тысяч человек, которые по определению становятся членами общественных объединений кадет своего региона.

В-пятых, общественные объединения кадет являются носителями исторических традиций и кадетской этики и осуществляют их прямую историческую преемственность. Они представляют вид корпорации, организованной по принципу родственности духа и связи выпускников всех и каждого суворовского (нахимовского) училища или кадетского корпуса всех времен и территорий.

В-шестых, общественные объединения кадет составляют основу Советов ветеранов учреждений кадетского образования, осуществляют прямое и непосредственное влияние на воспитание кадет в учреждениях кадетского образования, в ходе службы и жизни кадет, представляя собою своеобразную корпоративную форму гражданского контроля над учреждениями суворовско-нахимовского (кадетского) образования и качеством образования и воспитания в них.

В-седьмых, все позитивные изменения в области кадетского образования и воспитания, а также в вопросах государственного статуса учреждений кадетского образования и их востребованности Отечеством происходили по инициативе и в результате огромной работы общественных объединений ветеранов-суворовцев.

В-восьмых, объединения ветеранов-суворовцев играют уникальную роль в деле воспитания общества (и особенно подрастающего поколения) в идеалах русской культуры, просвещенного патриотизма, нравственности, ответственности, долга и служения Отечеству на гражданском и военном поприще.

В-девятых, объединения ветеранов-суворовцев берут на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию молодежи страны и в этом плане реально заменяют уходящее поколение ветеранов Великой Отечественной войны в учреждениях кадетского образования, школах, районах и муниципальных образованиях.

В-десятых, общественные объединения суворовцев, нахимовцев и кадет России являются единственными структурами гражданского общества страны, непосредственно производящими «патриотизм», и головными в патриотическом воспитании граждан нашего Отечества.

В-одиннадцатых, наилучшей формой функционирования кадетского движения России является обязательное, то есть по определению и традиции, нахождение каждого выпускника учреждений кадетского образования в составе объединения выпускников своего выпуска своего СВУ (НВМУ, ПКУ, КК), их членство в составе соответствующего регионального общественного объединения ветеранов-кадет и общественно-государственного объединения «Кадеты России».

В целом

в системе и области кадетского образования России общественные объединения ветеранов-суворовцев занимают место и осуществляют функции:

• генератора, движителя и механизма реализации идей кадетского образования;

• профессионального экспертного сообщества;

• нравственного стержня и идеологического наставника;

• кадрового потенциала для формирования постоянного состава учреждений кадетского образования;

• хранителя и формирователя кадетских корпоративных традиций;

• основы Советов ветеранов суворовских училищ (кадетских корпусов) как базовой воспитательной компоненты кадетского образования;

• общественного контроля и основы системы мониторинга системы и учреждений кадетского образования;

• системы связи учреждений кадетского образования с гражданским обществом России;

• системы корпоративного нравственного контроля деятельности выпускников учреждений кадетского образования.

Общественные объединения кадет России, понимая государственное значение проводимой ими работы, будут осуществлять эти функции всегда и независимо от субъективных или конъюнктурных решений конкретных органов власти.

Предложения Председателя МССНК Съезду делегатов образовательных организаций кадетского типа

2 ноября 2023 г., г. Москва

Уважаемые товарищи!

Кадетское движение России предлагает вам и вашим образовательным организациям свою реальную помощь – в практической организации воспитательного процесса, формирования у кадет государственно-патриотического мировоззрения и готовности стать строителем, и защитником нашего Отечества.

Мы предлагаем:

1. Себя, свои возможности, знания, опыт и специалистов для работы в составе рабочих групп (советов) любого уровня по разработке Федерального «Закона о кадетском образовании в Российской Федерации» и его методического сопровождения.

2. Проведение уроков воспитания – силами приглашенных вами и подготовленных нами – опытных и заслуженных воспитанников суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ.

3. Организацию встреч коллективов кадет и педагогов – с выдающимися выпускниками СВУ, НВМУ и КК, и обмен опытом воспитания юных кадет.

4. Принимать участие в подготовке и курсах повышения квалификации руководителей и актива кадетского образования регионов, школ и классов.

5. Награждать особо выдающихся воспитателей и руководителей кадетского образования наградами крупнейших общественных объединений кадет-ветеранов России.

6. Предоставить вам в электронном виде Методическое пособие «Концептуальные основы кадетского образования в России» (разработаны Рабочей группой экспертов в период деятельности Межведомственного совета по кадетскому образованию Минобрнауки России – на базе высокоэффективного педагогического опыта императорских КК, советских и современных СВУ и НВМУ).

7. Оказать помощь в разработке региональных Законов о кадетском образовании, как это уже сделано нами в Санкт-Петербурге и Красноярске и т.д.

8. Организовать подписку и получение вашими библиотеками трудов наших выдающихся кадет и встреч с их авторами. Среди них:

- Серия книг «Кадетское наследие» в 35-ти томах, под редакцией выпускника Минского СВУ Евгения Лозовика

- Труды выпускника Горьковского СВУ Владлена Гурковского:

- «Уроки по истории кадетских корпусов»

- «Кадетские корпуса Российской Империи»

- «Российские кадетские корпуса за рубежом»

- Труды выпускника Минского СВУ Николая Кунца:

- «Гордость кадетского братства»

- «Слава Отчизны. Кадеты, Суворовцы, Нахимовцы, удостоенные звания героя»

- Труды выпускника Московского СВУ Александра Владимирова

- «Основы общей теории войны» в 3-х томах

- «Сим победиши». Краткий курс стратегической грамотности для высшего

и среднего руководящего состава России в 2-х томах.

9. Разработка методических пособий по всем темам кадетского образования и кадетского (государственно-патриотического) воспитания в России.

10. Предоставление и использование фильмов Александры Русаковой (о дружбе и взаимодействии русских зарубежных кадет и кадет России).

11. Организацию посещения исторических экспозиций кадетских реликвий в Доме русского зарубежья в Москве.

12. Организацию совместных встреч кадетского актива – с ветеранами и старшими кадетами России в Доме кадета в Москве (ул. Гарибальди 5, стр.1). В том числе по опыту создания и практической работы общественных объединений выпускников СВУ, НВМУ и организаций кадетского образования

13. Оказание помощи в организации посещений кадетами действующих суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, и организации их совместных мероприятий.

14. Оказание помощи по участию команд кадет в соревнованиях Лиги кадетского спорта и турнирах «Московского Содружества суворовцев, нахимовцев, кадет» (шахматы, бильярд).

15. Оказать помощь в участии команд кадет в соревнованиях Лиги кадетского спорта.

Предлагаем всем руководителям, педагогам и воспитателям образовательных организаций кадетского типа, и руководителям патриотических ветеранских объединений:

- ознакомиться с нашими предложениями и материалами, а также с проектом Концепции кадетского образования в России разработанным Межведомственным Советом по кадетскому образованию Минобрнауки РФ 2016-2020 г. Во исполнение Поручения Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. № ОГ-П8-6270 «О предложениях по совершенствованию нормативно правового регулирования кадетских образовательных организаций»;

- использовать эти материалы для разработки региональных законов о кадетском образовании, Уставов учреждений и организаций кадетского типа;

- руководствоваться при разработке методических пособий и организации учебного воспитательного процесса в кадетских образовательных организациях всех типов.


Мы всегда готовы к контакту и совместной работе.

Честь имею, суворовец Владимиров!

_____________________________________________________________

Проект

КОНЦЕПЦИЯ
кадетского образования в Российской Федерации

(Межведомственный Совет по кадетскому образованию Минобрнауки РФ 2016-2020 г.Во исполнение Поручения Президента России и Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. № ОГ-П8-6270 «О предложениях по совершенствованию нормативно правового регулирования кадетских образовательных организаций»).

Структура Концепции

I. Общие положения

II. Значение кадетского образования для российского общества и государства.

III. Кадетское образование и вызовы времени.

IV. Цели, принципы и задачи кадетского образования в Российской Федерации.

V. Основы функционирования системы кадетского образования в Российской Федерации.

VI. Основные направления реализация Концепции кадетского образования в Российской Федерации.

VII. Итоги реализации Концепции кадетского образования в Российской Федерации.

VIII. Источники финансирования реализации Концепции кадетского образования.

I. Общие положения

1.1. Концепция кадетского образования в Российской Федерации (далее – Концепция) представляет собой методологический документ для реализации принципов, целей, задач и основных направлений развития кадетского (казачьего кадетского) образования (далее – Кадетское образование) в качестве основы подготовки государственных служащих России с детского возраста.

На основе Концепции разрабатываются нормативно-правовые акты в сфере Кадетского образования Российской Федерации.

1.2. Концепция определяет базовые положения и механизмы системы подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (далее – государственная служба) в общеобразовательных организациях кадетского типа, (далее – ООКТ).

1.3. Кадетское образование есть единый целенаправленный процесс воспитания и обучения несовершеннолетних учащихся в ООКТ c исторически сложившимися традициями кадетских корпусов России и в подобным им условиях пребывания. Кадетское образование представляет собой совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов с целью предпрофессиональной (начальной профессиональной) и военной подготовки несовершеннолетних обучающихся к государственной службе.

1.4. К ООКТ относятся:

- общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус», «пансион воспитанниц МО РФ», и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», создаваемые Российской Федерацией и находящиеся в ведении Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, Росгвардии России, Следственного комитета Российской Федерации ;

- учреждения со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус», создаваемые субъектами Российской Федерации;

- профессиональные образовательные организации со специальными наименованиями «Кадетское (казачье кадетское) среднее профессиональное училище (колледж, техникум), созданные субъектами Российской Федерации и государственными корпорациями.

Кадетские (казачьи кадетские) классы (далее - кадетские классы), создаваемые муниципальными образованиями, относятся к образовательным организациям кадетской направленности.

1.5. Осуществлять работу по направлениям кадетского образования и официально считаться ООКТ возможно только после получения образовательной организацией соответствующего решения на осуществление этой деятельности от Министерства просвещения России, Рособрнадзора РФ или ведомства-учредителя, или решения соответствующего органа власти субъекта Российской Федерации и органа управления образованием.

1.6. Методическое обеспечение деятельности образовательных организаций, реализующих программы кадетского образования осуществляет Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Совет Министерства просвещения Российской Федерации по кадетскому образованию, Советы по кадетскому образованию субъектов Российской Федерации, профильные комиссии Советов и рабочие группы Совета по делам казачества в федеральных округах, краях и областях с казачьим населением.

1.7. Кадетское образование в Российской Федерации призвано обеспечивать выполнение государственного, ведомственного, регионального заказов на подготовку в системе кадетского образования (далее – СКО) специалистов по профессиям, специальностям и направлениям, необходимых учредителю и заказчику номенклатур, а также плановое продолжение образования кадет-выпускников в профильных учреждениях высшей школы.

1.8. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», Стратегией развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктриной Российской Федерации и на основании Плана работы Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2016 г. № 618).

1.9. Основу настоящей Концепции составляют Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Закон от 05.12.2005 г. № 125-ФЗ «О государственной службе российского казачества», Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 гг., «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года» (утверждена Президентом РФ 15.09.2012 № Пр-2789), Приказ Министерства образования и науки от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации.

1.10. В настоящей Концепции используются следующие понятия:

- общеобразовательная организация кадетского типа, реализующая образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими, предпрофессиональными и профессиональными образовательными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (ООКТ) и к защите Отечества – особый тип образовательной организации ведомственного подчинения или государственного подчинения с необходимой учебно-материальной базой и инфраструктурой, прошедшее лицензирование, подтвердившее свое право на образовательную деятельность по подготовке воспитанников к государственной службе и реализующее государственный (ведомственный, региональный) заказ на подготовку соответствующих специалистов для своих учредителей;

- кадет – историческое, единое (обобщенное) наименование всех воспитанников и выпускников ООКТ (суворовцы, нахимовцы, кадеты, кадеты-казаки, государственные воспитанницы), независимо от ведомственной подчиненности и специального наименования образовательной организации;

- кадетское образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения несовершеннолетних обучающихся в ООКТ в условиях и исторических традициях русских кадетских корпусов, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов с целью предпрофессиональной (начальной профессиональной) подготовки несовершеннолетних обучающихся к государственной службе и защите Отечества, является частью образования государственной службы;

- казачье кадетское образование включает в себя:

а) воспитание, основанное на исторических принципах, традициях и этике казачества, содействующее формированию патриотически-ценностной самоидентификации, способствующее социализации обучающихся на основе устойчивой нравственной позиции;

б) обучение, выстраиваемое в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования, включая изучение истории, культуры, быта и уклада жизни казачества, интегрирование казачества в решение государственных и муниципальных задач;

- кадетское воспитание – деятельность, направленная на формирование и развитие личности обучающихся в процессе обучения в ООКТ, базирующаяся на духовных и исторических традициях и кадетской идеологии и этике патриотического служения Отечеству и его защиты;

- кадетская образовательная среда – совокупность целенаправленно создаваемых государством и обществом правовых и этических норм, социальных, профессиональных, культурных, организационных, психолого-педагогических, материально-технических и бытовых условий функционирования ООКТ, обеспечивающих достижение целей и задач кадетского образования;

- кадетская педагогика – отрасль педагогической науки, целостно рассматривающая теорию и практику образовательного процесса в СКО, как системе среднего общего и профильного предпрофессионального и/или среднего профессионального образования государственной службы;

- кадетское движение России – сообщество общественных объединений выпускников ООКТ, объединенных едиными целями служения Отечеству и общими принципами общественной деятельности на благо России;

- кадетские (казачьи кадетские) классы (далее кадетские классы) – структурное подразделение образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими, направленными на развитие в каждом воспитаннике духовных и физических способностей, привитие понятия благочестия и долга, задатков нравственных качеств, имеющих первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству;

- профессиональная направленность (профиль) кадетского образования – ориентация основных образовательных программ, интегрированных с дополнительными общеразвивающими, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к государственной службе, на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося;

- система кадетского образования в Российской Федерации (СКО) – система, включающая в себя существующие и вновь формируемые ООКТ, органы управления и обеспечения эффективности ее функционирования, подсистемы подготовки кадров для ООКТ и государственного (ведомственного, регионального) заказа на подготовку специалистов государственной службы.

II. Значение кадетского образования для российского общества и государства

2.1. Руководствуясь целями обеспечения высокого качества управления государством, приоритетом государственной политики развития является реализация комплекса мер по воспитанию граждан на идеалах служения Отечеству. Овладение передовыми научными знаниями и современными научно-техническими разработками позволит России выстоять в условиях международной конкурентной борьбы, отстоять государственный суверенитет и социально-экономическую независимость.

2.2. Российское общество и государство нуждаются в наличии социальной силы, интегрирующей традиционные позитивные ценности России и объединяющей патриотические силы общества. В качестве такой силы сегодня выступают кадеты разных поколений, уровень образования и высокие нравственные качества которых позволят профессионально и творчески отвечать на разнообразные вызовы и угрозы как внутри страны, так и на международной арене.

2.3. Кадетское образование в современной России призвано реализовать государственный и социальный запрос на воспитание граждан России как убежденных патриотов, готовых служить Отечеству, защищать его с оружием в руках и применять полученные знания, навыки и опыт для защиты нашей Родины. Кадеты способны стать в российском обществе идейным и организующим фактором патриотической «мягкой силы» в политически чрезвычайных и социально кризисных для России ситуациях.

2.4. Выпускники ООКТ призваны пополнять кадровый резерв для несения государственной службы, что будет способствовать улучшению качества управления государством и содействовать укреплению его политической мощи, безопасности, суверенитета и территориальной целостности.

2.5. Воспитательные принципы кадетского образования категорически отрицают либеральные установки на формирование экономически мотивированных потребителей со стандартами мышления, поведения и ментальности в духе «общечеловеческих ценностей, толерантности и прав человека». Воспитание личности кадета ориентируется на политическую мотивацию и формирует гражданина и патриота России, просвещенного, культурного, зрелого в суждениях и поступках человека с лидерской позицией, способного к духовному совершенствованию, жизнетворчеству и созиданию, готового и способного к службе Отчеству и его защите.

III. Кадетское образование и вызовы времени

3.1. В последние годы в России отмечается рост социальной востребованности кадетского образования. Наблюдается высокая мотивация несовершеннолетних обучающихся и их родителей к получению общего и среднего профессионального образования в ООКТ. Очевидно повышенное внимание органов законодательной и исполнительной власти, а также институтов гражданского общества к вопросам кадетского образования. Однако высокий социальный запрос на кадетское образование не обеспечивается соответствующим институциональным предложением необходимого числа ООКТ. Кроме того, значительные средства и усилия, которые государство затрачивает на обеспечение деятельности существующих кадетских образовательных организаций, не приводят к соответствующему улучшению качества образования и подготовке необходимых специалистов для государственной службы, которая, в свою очередь, системно не связана со сферой кадетского образования.

3.2. В то же время ООКТ создаются спонтанно и не всегда соответствуют предъявляемым требованиям.

3.3. Возникла ситуация, когда кадетское образование фактически функционирует и расширяется, но юридически отсутствует в качестве специализированной системы обучения и воспитания юношества в государственном масштабе.

3.4. Проблемы кадетского образования могут быть объединены в следующие основные группы.


Проблемы мотивационного характера

3.5. Высокая мотивация несовершеннолетних обучающихся и их родителей к получению общего и среднего профессионального образования в ООКТ связана со значимостью кадетского образования, содержанием и качеством образовательных программ общего образования и профессиональной подготовки, высоким уровнем нравственного и патриотического воспитания.

3.6. Следует формировать особую историко-воспитательную социокультурную (кадетскую воспитательную) среду, насыщенную историческими национальными, военно-патриотическими ценностями, нормами морали, культуры, традициями, символами и ритуалами. Специфическая социокультурная среда (кадетская образовательная среда, кадетская педагогика) будет способствовать формированию у кадет положительной мотивации на приобретение знаний, навыков и умений, необходимых государственному служащему в процессе службы, а также таких качеств характера, как инициативность, самостоятельность, готовность к высокопрофессиональному служению Отечеству с детства на гражданском и военном поприще.

3.7. Требуется формирование понимания кадетами необходимости овладения знаниями, навыками и умениями как обязательного условия для их служебного роста и жизненного успеха.


Проблемы содержательного характера

3.8. В настоящее время недостаточно проработана нормативно-правовая база обеспечения деятельности образовательных организаций кадетского типа, созданных субъектами Российской Федерации. ООКТ реализуют дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы не системно и разнонаправленно, без системы и учёта специфики кадетского образования. Наблюдается несоответствие провозглашаемых задач ООКТ фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся и ожиданиям российской общественности.

3.9. Проблемы синхронизации дополнительных общеразвивающих программ с основными образовательными программами и учебно-методическое обеспечение деятельности ООКТ предлагается решить, в частности, посредством создания современных учебно-методических комплексов, разработкой учебно-методических материалов, разработкой рабочих программ по основам государственной службы с включением их федеральный реестр примерных образовательных программ.

3.10. Учебно-материальная база ряда ООКТ не соответствует целям, задачам и образовательным программам кадетского образования, её создание и содержание требует целенаправленной плановой работы.

3.11. В настоящее время не разработаны и не приняты решения по плановой реализации образовательных задач в ООКТ за счет летнего времени, не разработаны единые нормы содержания кадет, образцы единой формы одежды, наградные знаки, знаки выпускников учреждений кадетского образования и документы, подтверждающие получение их выпускниками профессиональных квалификаций.

3.12. Кадетское образование не составляет отдельную отрасль образования в сфере государственной службы, отсутствует система единого государственного учета ООКТ, не определены должностные лица ответственные за развитие и качество кадетского образования в Российской Федерации и в субъектах, не решены проблемы взаимоотношений субъектов Российской Федерации и органов власти муниципальных образований относительно ответственности, принадлежности и содержания ООКТ.


Кадровые проблемы

3.13. Сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников ООКТ не отвечает современным требованиям. В частности, наблюдается несоответствие профиля подготовки и требуемого уровня квалификации кадрового состава ООКТ. В интересах повышения привлекательности труда сотрудников ООКТ, требуется привести в соответствие должности и звания воспитателей и преподавателей с распространением на воспитателей статуса преподавателей и классных руководителей, а также предусмотреть ряд льгот и социальных поощрений для работников сферы кадетского образования в Российской Федерации.

3.14. Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в большинстве своём имеют недостаточный опыт применения педагогических знаний в ООКТ.

3.15. Педагогическая наука и преподаватели образовательных организаций высшего образования, как правило, дистанцированы от современных направлений исследований по проблемам кадетского образования, включая проблемы прикладного характера. Вопросы кадетской педагогики практически не разрабатываются. Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую формальна в части развития и совершенствования кадетского образования.

3.16. Формирование и пополнение корпуса постоянного состава (командование, преподаватели, офицеры воспитатели) ООКТ возможно осуществлять, на договорных условиях, за счет офицерского состава Российской армии, состоящего в запасе и прошедшего специальную переподготовку к работе в сфере кадетского образования.


IV. Цели, принципы и задачи кадетского образования в Российской Федерации

4.1. Целями Кадетского образования являются:

- формирование государственно-патриотического мировоззрения и патриотической социализации кадет, их готовности к строительству и защите Отечества, как основ их жизнедеятельности;

- формирование федеральной системы кадетского образования как части государственной кадровой политики и государственной службы;

- подготовка государственных служащих, способных и готовых к службе и защите Отечества;

- комплектование государственного аппарата и органов государственного, муниципального и корпоративного управления профессионально подготовленными служащими.

4.2. Основные принципы Кадетского образования:

- формирование личности кадет как совокупности личностных качеств, отвечающих целям Кадетского образования, через его воспитание, широкое гуманитарное просвещение и профессиональную подготовку к службе Отечеству и его защите с детства;

- осознанное восприятие русской культуры и Православия, других традиционных российских религий;

- приоритет обязанностей кадет по служению Отечеству и его защите над их правами;

- гармоничное сочетание воспитания и обучения при приоритете воспитания;

- воспитание кадет в условиях коллектива и воинского общежития;

- на исторических кадетских традициях служения Отечеству с детства и в атмосфере любви к России и ее истории, формируемой на основе базовых национальных ценностей;

- на примерах служения Отечеству выдающихся государственных и военных деятелей России, её Героев и личном примере своих учителей и воспитателей, а также на безупречном выполнении своих обязанностей кадета и совместном преодолении трудностей и испытаний в ходе получения кадетского образования и воспитания в ООКТ;

- подход к воспитанию кадет как достойных граждан России, патриотов, творческих и ответственных созидателей, специалистов своего дела, способных к преодолению трудностей жизни и службы, высоконравственных, скромных, жертвенных и верных отечественным культурно-историческим традициям.

4.3. Для достижения целей кадетского образования необходимо решить следующие задачи:

- воспитание кадета как просвещенного гражданина и патриота своей страны, культурного, разумного, зрелого в суждениях и поступках, с лидерской позицией, способного к духовному совершенствованию и созиданию, готового и способного к службе Отчеству и его защите, способного к различению добра и зла и к безусловному следованию своему личному нравственному выбору;

- формирование у кадет нацеленности на дальнейшее самосовершенствование и способности к самоотверженному труду в разных сферах жизнедеятельности Отечества;

- получение кадетами знаний и навыков работы по специальностям государственной, в том числе военной службы, посредством реализации технологии комплексной подготовки государственных служащих, являющейся составляющей кадетского образования;

- подготовка кадета как государственно мыслящего служащего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны;

- формирование у кадет морально-психологических, деловых и организационных качеств, стойкости, выносливости к физическим и морально-психологическим нагрузкам;

- создание образовательной среды, формирующей у кадет положительную мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений, необходимых государственному служащему, а также таких черт характера, как инициативность, самостоятельность, готовность к высокопрофессиональному служению Отечеству и его защите;

- обеспечение обучающимся с высокой мотивацией и способностями необходимых условий для творческого развития.

4.4. Основой идеологии и этики кадет России является идея верного служения своему Отечеству и его защиты на военном и гражданском поприще с детства. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности кадет основано на национальных духовных и культурных ценностях, исторических традициях государства, их воплощении в повседневной деятельности ООКТ и исторической кадетской преемственности деятельности воспитанников от поколения к поколению.

4.5. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности кадет, учебные планы и образовательные программы ООКТ, формируются в соответствии с традиционными ценностями России (общенациональными базисными ценностями), с учетом приоритетного фактора изучения русской культуры.

4.6. Основным показателем качества и эффективности кадетского образования в целом и конкретного ООКТ является – количество выпускников-кадет получивших военно-учетную специальность (специальность государственной службы), учтенную в системе военных комиссариатов, сделавших успешную карьеру на военной, правоохранительной или гражданской государственной службе, прославивших Отечество и кадет России в областях науки и производства, культуры, искусства и спорта, ставших известными политическими и общественными деятелями, и заслуживших высокие государственные награды России, любовь и уважение народа.

4.7. Основные принципы функционирования ООКТ:

- создание единого образовательного и воспитательного пространства кадетского образования в рамках общего образовательного пространства Российской Федерации и кадетской воспитательной среды, основанных на:

- едином понимании целей, задач и специфики;

- использовании единых требований к качеству учебной базы и организации образовательного процесса;

- специальной подготовке командного и воспитательского состава ООКТ и их особом статусе;

- едином понимании и исполнении ФГОС с учетом специфики кадетского образования и требований учредителей ООКТ по профессиональной подготовке кадет;

- использовании единых методических материалов, педагогических технологий и практик, единой тематике лагерей и сборов;

- согласованном и тщательном планировании учебного процесса всеми заинтересованными сторонами с использованием их возможностей и материальной базы;

- при постоянном контроле Министерства просвещения Российской Федерации и ответственности соответствующих органов государственной власти за функционирование ООКТ и развитие системы кадетского образования в Российской Федерации;

- на общественном контроле за деятельностью ООКТ, жизнью и учебой кадет со стороны общественных ветеранских объединений кадетского движения России.

Решение соответствующего органа на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с программами и целями кадетского образования.

Решение по подбору педагогического и воспитательского состава и его специальная подготовка.

Решение по зачислению кандидатов в ООКТ.

Наличие специальных учебных планов и образовательных программ обучения, соответствующих ФГОС, требований учредителей и заказчиков.

Высокий гуманитарный и профессиональный уровень кадетского образования.

Активное участие в процессах кадетского образования и воспитания органов власти всех уровней, учредителей, шефских и общественно-государственных объединений, а также ветеранских объединений кадетского движения России.

Современный уровень материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса ООКТ.

Формирование СКО как совокупности ООКТ и органов управления ими и создание системы непрерывного образования государственной службы с учетом опыта системы непрерывного казачьего образования.

V. Основы функционирования системы кадетского образования (СКО) в Российской Федерации

5.1. Совокупность ООКТ образует СКО Российской Федерации (по уровням управления образованием) и является составной частью системы образования для подготовки государственных служащих, в рамках которой:

- формируется и выполняется государственный (ведомственный, региональный) заказ;

- реализуются программы предпрофессиональной и средней профессиональной подготовки специалистов государственной службы;

- готовятся кандидаты на поступление в профильные высшие учебные заведения с последующим обязательным исполнением кадетами-выпускниками государственной службы.

5.2. СКО формируется на основе существующих и вновь создаваемых ООКТ, в которых реализуются образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, а также с программами профильной предпрофессиональной и средней профессиональной подготовкой государственной службы.

5.3. В Российской Федерации создаются и функционируют 3 типа ООКТ.

Первый тип (основной) образуют ООКТ, учреждаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации «силового блока» и субъектами Российской Федерации. К нему относятся ПКУ, СВУ, НВМУ, ПГВ, а также КК ведомственного или регионального подчинения с обязательным интернатным содержанием и полным пансионом воспитанников – с 5 по 11 классы, реализующие модели среднего общего, профильного предпрофессионального и/или среднего профессионального образования государственной службы, в соответствии с решением учредителя ООКТ.

Второй тип (специальный) образуют ООКТ, учреждаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации. К ним относятся ООКТ, являющиеся структурными подразделениями высших военных учебных заведений, предоставляющих своим воспитанникам интернатное содержание с полным пансионом и проживанием, осуществляющие двухлетнее обучение (10 и 11 классы) и реализующие модели среднего общего и профильного предпрофессионального (специального) образования.

Третий тип (общеобразовательный) образуют ООКТ, учреждаемые министерствами и ведомствами, а также субъектами Российской Федерации и государственными корпорациями. К ним относятся кадетские корпуса и кадетские школы (кадетские школы - интернаты) с возможностью или без возможности интернатного содержания и полного пансиона воспитанников или с частичным пансионом (только прием пищи) – с 5 по 11 классы, реализующие модели среднего общего и профильного предпрофессионального образования в соответствии с решением учредителя ООКТ.

5.4. В Российской Федерации также создаются и функционируют образовательные организации кадетской направленности. К ним относятся: общеобразовательные школы с кадетскими классами и кадетские классы – с 1 по 11 классы, реализующие модель получения общего образования с углубленной гуманитарной, спортивной и военно-патриотической направленностью основных и дополнительных программ и являющихся образовательными организациями с элементами кадетского воспитания и образования.

Кадетские классы формируются инициативным порядком в соответствии с инициативами родительской общественности конкретных образовательных организаций и ходатайством их руководителей.

Решение об образовании кадетских классов и присвоение им названия «кадетский класс» осуществляется департаментами (министерствами) образования субъектов Российской Федерации, при условии соответствия возможностей данных образовательных организаций – соискателей организации при них кадетских классов, по реализации соответствующих учебных программ и планов, и при выполнении ими ряда обязательных требований, определяемых Методическими рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации.

Самоназвания и самостоятельное присвоение учебным коллективам специального названия «кадетский класс», «школа с кадетскими классами» и т. д. не допускается.

5.5. Участниками образовательного процесса в сфере кадетского образования в Российской Федерации являются:

- генеральный заказчик – Правительство Российской Федерации;

- заказчики – министерства, ведомства, субъекты Российской Федерации – учредители взаимосвязанных по профилю ВУЗов и кадетских (довузовских профильных) образовательных организаций;

- ответственные исполнители – Министерство просвещения России, Министерство науки и высшего образования, и ДОСААФ России, органы власти и управления образованием субъектов Российской Федерации;

- образовательные учреждения, действующие в сфере кадетского образования, ООКТ;

- родители кадет (их законные представители);

- несовершеннолетние граждане Российской Федерации, обучающиеся в ООКТ.

5.6. Компетенции и обязанности заказчиков:

- определение перечня специальностей для подготовки в системе ООКТ по необходимой номенклатуре специальностей государственной службы и по военно-учетной специальности;

- разработка требований по подготовке специалистов по направлениям государственной службы и военно-учетных специальностей;

- плановый прогноз и формирование государственного (ведомственного, регионального) заказа на подготовку необходимых специалистов в подведомственных ООКТ;

- финансирование подведомственных ООКТ;

- создание правовых, организационных, кадровых, материально-технических и других условий деятельности ООКТ;

- участие в выработке требований к уровню компетенции, навыков и умений кадет-выпускников, а также к получаемым ими специальностям государственной службы;

- подготовка методических материалов по тематике кадетского образования и в интересах выполнения своего заказа на подготовку необходимых специалистов государственной службы и обеспечение данными материалами подведомственных ООКТ;

- создание инфраструктуры и учебно-материальной базы подведомственных ООКТ, обеспечивающей получение воспитанниками ООКТ соответствующих специальностей государственной службы и военно-учетных специальностей;

- плановое обеспечение получения кадетами-выпускниками высшего образования в профильных ВУЗах с последующей профессиональной реализацией на государственной службе;

- трудоустройство кадет-выпускников, получивших профессию или специальность, согласно государственному (ведомственному, региональному) заказу, договору с соответствующей ООКТ, и контрактам с ее выпускниками;

- ведение реестра подведомственных ООКТ и учета кадет-выпускников, в том числе и в системе военных комиссариатов.

5.7. Компетенции и обязанности образовательных учреждений, действующих в сфере кадетского образования:

- создание условий и кадетской образовательной среды для качественной реализации целей и задач кадетского образования;

- организация учебного и воспитательного процесса;

- формирование в ООКТ кадетской образовательной среды и дополнительных общеразвивающих образовательных программ;

- разработка и выполнение учебных планов и программ согласно ФГОС, требованиям и заказам учредителей;

- постоянное совершенствование качества преподавательского, воспитательного и руководящего состава ООКТ;

- формирование системы Соглашений (договоров) с учредителем, профильным образовательным учреждением высшей школы, ДОСААФ России, военными комиссариатами, ветеранскими объединениями кадетского движения России и другими структурами, обеспечивающими реализацию программ предпрофессиональной и профессиональной подготовки кадет, а также осуществление с ними совместного планирования и сотрудничества по повышению качества учебного процесса в ООКТ.

5.8. Компетенции и обязанности родителей кадет (их законных представителей):

- подготовка и поддержка своего ребенка при поступлении и обучении в ООКТ;

- заключение общественных договоров с ООКТ.

5.9. Компетенции и обязанности несовершеннолетних граждан Российской Федерации, обучающихся в ООКТ:

- качественное и добросовестное выполнение обязанностей;

- соблюдение обязанностей кадета по подготовке с детства к служению Отечеству на государственной службе.

5.10. В рамках СКО все ООКТ с 5 по 11 классы реализуют модели среднего общего образования с углубленной гуманитарной, спортивной и военно-патриотической направленностью основных и дополнительных программ.

5.11. Специфика подготовки по направлениям кадетского образования реализуется через основные образовательные программы, а также дополнительные общеразвивающие, предпрофессиональные и профессиональные образовательные программы, интегрированные с основными образовательными программами.

5.12. ООКТ первого и второго типов комплектуются по результатам отбора врачебных комиссий и вступительных испытаний, а их выпускники подлежат отдельному государственному (военному) учету и личной идентификации.

5.13. По результатам каждого выпуска решением учредителя, согласованным с заказчиками, вносятся необходимые уточнения в заказ на специалистов, а также в учебные планы и программы подведомственных ООКТ на следующий учебный год и ближайшую перспективу.

5.14. На учредителей ООКТ возлагается:

- подготовка военных специалистов из числа суворовцев, нахимовцев и кадет, которую осуществляет Министерства и ведомства силового блока;

- подготовка специалистов государственной гражданской службы, в том числе государственной службы российского казачества, которую согласованно осуществляют министерства, ведомства и государственные корпорации, а также субъекты Российской Федерации.

- подготовка воспитанников ООКТ по военно-учетным специальностям возлагается на ДОСААФ России.

5.15. В основу Кадетского образования закладывается комплекс льгот и гарантий для преподавателей, воспитателей, руководящего состава ООКТ и для кадет-выпускников при их поступлении в профильные ВУЗы, а затем – на государственную службу.

5.17. Контроль за эффективностью функционирования системы кадетского образования возлагается на федеральные и региональные органы государственной власти.


VI. Основные направления реализации Концепции кадетского образования

6.1. Основными направлениями реализации Концепции являются государственная военная, правоохранительная, гражданская служба, в том числе государственная и иная служба российского казачества.

6.2. Формально-правовым условием реализации Концепции является заключение многостороннего соглашения между ООКТ, профильным ведомством, высшим учебным заведением профильного ведомства, общественными ветеранскими организациями ведомства, военным комиссариатом и ДОСААФ России (его местными подразделениями).

Реализации концепции будет способствовать получение выпускниками ООКТ, добившихся значимых достижений в учёбе, успешно овладевших предметом «Основы военной (военно-морской) подготовки» и получивших военно-учетную специальность в системе ДОСААФ России, дополнительных баллов к ЕГЭ по решению учредителей ООКТ, с возможностью проведения учредителями целевого набора кадет в профильный ВУЗ.

6.3. Структурной единицей реализации Концепции кадетскими образовательными организациями выступает наличие соответствующей и включенной в соответствующие реестры, образовательной программы профильного образования.

6.4. Содержательными условиями реализации Концепции образовательной организацией являются:

- наличие государственного (регионального, ведомственного) заказа учредителей ООКТ на подготовку в них специалистов необходимых им номенклатур;

- разработка учредителями (заказчиками) необходимых требований (стандартов) к выпускнику ООКТ и соответствующих образовательных программ профильного (профессионального) обучения;

- увеличение общего времени обучения за счет планового использования летнего времени (летнего периода обучения) для выполнения программ профильного (профессионального) обучения воспитанников ООКТ в системе обязательных плановых лагерей (оздоровительных, спортивных, тематических), лагерных сборов и стажировок кадет, осуществляемых на объектах инфраструктуры ДОСААФ России и их учредителей;

- обязательное наличие в ООКТ института офицеров-воспитателей (классных руководителей), формируемого по договору из числа офицеров запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющих положительный опыт командования подразделениями и руководства воинскими коллективами, высшее образование, состоявшиеся семьи и прошедших специальную педагогическую подготовку для работы с детьми;

- создание в системе ООКТ необходимой кадетской воспитательной среды;

- создание системы методического обеспечения, ответственности и контроля за состоянием дел и эффективности системы кадетского образования в Российской Федерации и ее субъектах.

6.5. Содержательным наполнением Концепции являются реализация обязательной рабочей программы по учебному предмету «Основы военной подготовки», включающей знания о военной организации государства, системе обеспечения военной защиты населения, выработки высокого сознания общественного и воинского долга, совершенствование своих военных и методических знаний на основе беззаветной преданности Отечеству; обязательное овладение воспитанниками ООКТ рядом воинских учетных специальностей и другими специальностями (техническими, летными и пр.) согласно требований государственного оборонного заказа на их допризывную подготовку в системе ДОСААФ России.

6.6. Участники образовательных отношений вправе реализовывать общеразвивающие программы по учебным предметам вариативной части «Основы государственной гражданской службы», «Основы государственной правоохранительной службы», «Основы защиты жизнедеятельности» в соответствии с профилем обучения.

6.7. С целью обеспечения эффективности Кадетского образования как составной части государственной службы и кадровой политики организован Совет Министерства просвещения России по кадетскому образованию и разрабатывается система методических рекомендаций по всем сферам жизнедеятельности ООКТ и СКО. Управление системой ООКТ в Российской Федерации и ее субъектах может определяется решением полномочных органов власти.

6.8. Реализация Концепции осуществляется в 2 этапа (I этап – 2018 2019 годы и II этап – 2020 2025 годы) в соответствии с Планом реализации Концепции кадетского образования в Российской Федерации.

В ходе I этапа:

- правовая, нормативная, организационная, педагогическая и методологическая база кадетского образования;

- разрабатываются и вводятся в практику основные положения настоящей Концепции, а также программа «Основы военной (военно-морской) подготовки» (вместо программы «Основы безопасности жизнедеятельности), в качестве обязательного предмета для преподавания и изучения во всех ООКТ;

- разрабатывается система государственных, региональных и ведомственных заказов на подготовку кадет по профильным специальностям государственной службы, определяется их перечень;

- осуществляются процессы лицензировании ООКТ и подготовки контингентов преподавателей, командования и института офицеров-воспитателей для СКО.

В ходе II этапа:

- отлаживается функционирование системы кадетского образования;

- формируется система кадетских спартакиад, олимпиад, ведомственных, региональных и президентских кадетских смотров;

- производится встраивание СКО в систему образования государственной службы, национальной кадровой политики и патриотического воспитания молодых поколений граждан России и их подготовки к защите Отечества, в качестве ее ядра.

6.9. СКО, ООКТ и кадетские общественные объединения выпускников ООКТ включаются в систему Государственных программ патриотического воспитания, а также проекты в области национальной обороны и государственного управления, науки, образования, культуры и спорта.

6.10. Осуществляется обнародование и комплексное информационное сопровождение положений настоящей Концепции и хода ее реализации.


VII. Итоги реализации Концепции кадетского образования в Российской Федерации

7.1. Реализация настоящей Концепции обеспечит принципиально иной уровень развития кадетского образования, позволит улучшить качество обучения в ООКТ, совершенствовать формы преподавания и модернизировать содержание учебных дисциплин, что приведёт к совершенствованию системы подготовки специалистов для несения военной и гражданской государственной службы.

7.2. В результате реализации Концепции государство и общество получают СКО как составную часть образования государственной службы, государственной кадровой политики и основы кадрового резерва.

7.3. Реализация настоящей Концепции обеспечивает:

а) государству:

- воспитание просвещенных граждан России, имеющих патриотическую социализацию и носителей государственно-патриотического мировоззрения, как убежденных патриотов, готовых безупречно служить Отечеству, защищать его с оружием в руках и получивших военно-учетную или другую специальность государственной службы и народо-хозяйственного назначения;

- подготовку специалистов, имеющих профессиональные навыки работы с первичными коллективами и базовые знания (навыки) по управлению ими при исполнении первичных должностей военной или иной государственной службы;

- формирование слоя патриотически воспитанных и прошедших первичную военную подготовку профессиональных государственных служащих;

- формирование кадрового резерва по разным видам государственной службы;

- улучшение качества управления государством и самой государственной службы, гарантированное снижение уровня коррупции, бюрократизма и неэффективного управления;

- рост качества государственного профессионального управления и улучшение мобилизационных возможностей государства в условиях мирного и военного времени;

- стабильность и надежность основ российской государственности.

б) российскому народу и обществу:

- основу просвещенного национально и патриотически ориентированного гражданского общества, способного и готового к защите Отечества;

- рост благосостояния, связанный с лучшим качеством управления государством;

- уверенность в своей безопасности и успешном историческом будущем;

- утверждение патриотической национальной идентификации.

в) воспитанникам:

- высокий уровень просвещения, любовь к России, знание ее культуры и истории, желание и умение быть защитником Отечества и верно служить ему с детства;

- получение общего и среднего профессионального образования государственной службы, а также военно-учетной специальности;

- высокую моральную, нравственную, и первичную военную подготовку, физическую закалку, этику служения Отечеству;

- твёрдые нравственные внутренние основы жизни, дисциплину и уважение к труду, умение работать в коллективе, управлять им, дружить и взаимодействовать в жизни и службе;

- получение разносторонних знаний и навыков для жизни, карьеры и государственной службы, в также для верной службы Отечеству и его защите, в соответствии с задачами и принципами кадетского образования и воспитания;

- причастность к достойному патриотическому и историческому корпоративному обществу России – кадетскому движению;

- высокую конкурентоспособность на рынке труда;

- возможность сделать успешную служебную карьеру государственного служащего.


VIII. Источники финансирования реализации Концепции кадетского образования

8.1. Для решения задач, сформулированных в Концепции, предусматривается обеспечить последовательное, стабильное и неуклонное увеличение расходов на государственную поддержку ООКТ.

8.2. Финансирование расходов на функционирование СКО и деятельность ООКТ осуществляется за счет средств:

- федерального бюджета;

- бюджетов субъектов Российской Федерации;

- бюджетов муниципальных образований;

- средств федеральный целевых программ патриотического воспитания, развития образования, а также ДОСААФ России и других общественно-государственных объединений Российской федерации.

8.3. Основное экономическое обеспечение кадетского образования – средства федерального бюджета на подготовку младших специалистов государственной службы, согласно утвержденного государственного (ведомственного, регионального) заказа.

8.4. В качестве источников финансирования также используются средства, выделяемые на разработку и реализацию государственных программ и проектов в области национальной безопасности, культуры, образования и спорта; целевые гранты на разработку концептуальных, правовых, организационных, материально-технических, педагогических и других норм и условий кадетского образования, а также средства благотворителей, меценатов и спонсоров, в том числе целевых отчислений государственных корпораций Российской Федерации.

Президент Коллегии военных экспертов России,
Почетный Председатель Общероссийского союза кадетских объединений
«Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев, кадет России»,
кандидат политических наук,
генерал-майор,
Александр Владимиров