Ценности нации и национальные интересы России: Моральная и правовая ответственность за сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей

Просмотров: 20644

Ценности нации и национальные интересы России: Моральная и правовая ответственность за сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей

ЦЕННОСТИ НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ:
МОРАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Пояснительная записка к Круглому столу

Вопросы сохранения и укрепления традиционных ценностей - ключевой вопрос обеспечения жизнеспособности русской цивилизации, суверенности государства и реализации гражданских и религиозных прав и свобод.

Многие годы народ России подвергается агрессивным нападкам на его духовно-нравственную природу через информационную сферу, недостаточно защищённую от враждебного вмешательства.  

Да и ошибки, или скорее целенаправленные решения, в государственных подходах к воспитанию, которые однажды провозгласив целью госполитики подготовку эффективных менеджеров и квалифицированных потребителей, превратило систему образования в фабрику расчеловечивания при том, что инкультурация (приобщение к ценностям культуры и искусства) молодёжи стала на 90% осуществляться с экранов гаджетов, наполненных примерами изощрённого потребительского образа жизни.

При этом у наших соседей по планете – в Китае – в этой сфере приняты беспрецедентные меры по защите своих ценностей и душ молодых людей.

212-ФЗ от 21.07.2014 «Об основах Общественного контроля» вроде бы должен был создать правовое пространство принуждения к правде, но внесённые в последний момент перед его принятием изменения практически сделали его недоступным для широкого применения, а субъекты общественного контроля не очень торопятся его применять для защиты нравственных прав и свобод в этой сфере.

С утверждением Президентом РФ 08.08.2014 «Основ государственной культурной политики» ситуация стала меняться. Очень медленно, но неустанно целеполагание государственного образования и воспитания вынуждено было повернуть к «подготовке гармонично развитой личности».

С 2020 году в документах стратегического планирования проявляется особое внимание к этим вопросам:

Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации» декларирует как национальную цель «сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации” содержит целый раздел «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти», в котором практически определены и сами ценности, и средства их защиты.

Внесённые поправки в Конституцию РФ во многом устранили разночтения в смыслах и закрепили ключевые положения духовной суверенности государства, а также ответственности и свободы личности.

В последнее время беспрецедентным событием стало вынесенное МК РФ на открытое обсуждение проекта «Основ государственной политики по сохранению духовно-нравственных ценностей…», документа «сырого» и провоцирующего угрозу общественной безопасности. И это там, где может и должно быть достигнуто согласие, опирающееся на фундаментальные ценностные основы Русской (Российской) цивилизации, по большому счёту, не требующие какого-либо нормативного утверждения.

При том, что правовые вопросы по определению ценностей и механизмам их защиты уже достаточно внятно определены в Стратегии № 400 от 02.07.2021 и ФЗ-212 от 21.07.2014. И единственно, что было бы необходимо - это провести анализ их исполнения и выработать действенные механизмов их реализации с поручением исполнения конкретным ведомствам.  

Уверены, что по составу и содержанию заявленных ценностных категорий ни у кого не вызывает сомнения. Они возникают в вопросе «а судьи кто?». Предыдущий опыт с Основами госполитики по культуре показал невнятный управленческий подход к их реализации. И у многих возникает вопрос - а в этот раз опять будет «хотели, как лучше, а получилось как всегда».

Организаторы настоящего Круглого стола уверены, что оптимальным механизмом гармонизации отношений может стать общественный контроль, процедуры которого закреплены в действующем законодательстве и направлены на разрешение проблем взаимодействия общества, власти и деятелей искусства.

Участники слушаний предлагают обсудить инициативу создания независимого «Координационного совета по общественному контролю за сохранением традиционных духовно-нравственных ценностей», действующему на основании 212-ФЗ и опирающемуся на Стратегию национальной безопасности, Основы государственной культурной политики и другие документы стратегического планирования.

Также надо отдавать себе отчет, что сохранение ценностей — это задача не только и не столько деятелей культуры и искусства, но в первую очередь государственной системы образования и воспитания. Именно эта сфера в сотрудничестве со сферой культуры должна быть нацелена на «создание условий для подготовки гармонично развитой личности», как это прямо записано в целях национального развития. Решению этих вопросов в системе государственного управления и должны быть посвящены разрабатываемые «Основы».

Поднимая уровень исторической просвещённости молодых людей, начиная, например, с проведения добровольной аттестации по истории Отечества, дающей дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ, государство могло бы решать главную задачу сохранения жизнеспособности страны через предметное воспитание патриотизма. И на этом примере становится понятным - каким должен быть документ, определяющий государственную политику по сохранению духовно-нравственных ценностей.


20.02.2022
Михаил Юрьевич Лермонтов