О военной мысли, военной науке и профессиональном военном образовании - Тезисы доклада А.И. Владимирова на научно практической конференции Клуба военачальников Российской Федерации и Военной академии Генерального штаба ВС РФ

Просмотров: 1120

О военной мысли, военной науке и профессиональном военном образовании - Тезисы доклада А.И. Владимирова на научно практической конференции Клуба военачальников Российской Федерации и Военной академии Генерального штаба ВС РФ

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА
Александра Ивановича Владимирова
на научно практической конференции
Клуба военачальников Российской Федерации и Военной академии Генерального штаба ВС РФ
21 мая 2024 года

Уважаемые коллеги!

Мною подготовлен основательный доклад: «О национальной военной мысли, военной науке и профессиональном военном образовании».

Сам доклад изложен на 12 страницах, плюс необходимые Приложения к нему – на 20 страницах. Надеюсь, участники конференции смогут ознакомиться с ним полностью.

***

Сегодня уже звучала достаточно глубокая и разумная профессиональная аналитика, которая существует относительно оценки современного состояния мировой геополитики, идущей войны, места и роли России в строящемся новом мире, и нарастающих для нас опасностей, и так далее.

Мы разделяем выводы этой профессиональной аналитики, но при этом убеждены, что при всех раскладах и вариантах, стратегиях и тактиках Америки, Запада, НАТО и так далее – мы должны знать главное, и помнить всегда это вечное утверждение великого Сунь-Цзы: «Твоя победа зависит от противника. Твоя непобедимость заключена в Тебе самом!» И это – стратегическая аксиома!

Это значит, что если Россия будет крепка и непобедима в самой себе, то есть если мы успеем и сможем сделать непобедимой нашу великую державу, то нам, как в том анекдоте – будет все равно «где у них кепка!», и какая у них стратегия, здоров ли Байден, нормален ли Блинкен, Макрон на пару с Шольцем и какую очередную околесицу несет фон дер Ляйен, какие «сигналы» нам посылают, и кто проводит учения или пытается создать в Европе «новую антироссийскую Антанту европейских независимых вымиратов» (это на пространствах восточной части Европейского континента – что на карте – чуть левее России).

Пусть делают – что хотят, и пусть они дружно «идут «лесом!» в свое историческое небытие, так как время Запада закончилось!

Мы же будем спокойно реагировать на происходящее, и делать себя все крепче, и продолжать строить свою суверенную действительность и Новый планетарный мир – одновременно готовясь и защищая их.

В этой стратегической логике есть несколько серьезных аспектов, требующих нашего особенного внимания:

- первый – представляется, что Запад, перед тем как «умереть, вспотевши», вынудит Россию применить свое тактическое ядерное оружие, и мы, то есть Государство, Армия и Население (общество) России – должны быть к этому готовы;

- второй – и самый главный аспект – это сама готовность России к войне и победе в ней как обязательное главное условие своего выживания в мире и достижения ее исторической вечности!

I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ

Оставляя тему тактического ядерного оружия и вопросы технического плана другим докладчикам, остановлюсь на главной теме – на состоянии и готовности России к войне – в рамках заявленной мною темы доклада.

В этом моем выступлении нет ничего закрытого и секретного, но все тезисы имеют стратегический концептуальный, а значит крайне важный смысл и характер.

Начну с двух принципиальных утверждений стратегического уровня.

Первое – это напоминание нам Иосифа Сталина: «БЕЗ ТЕОРИИ НАМ СМЕРТЬ!»

И второе – это слова Министра обороны России Андрея Белоусова: «ОШИБАТЬСЯ МОЖНО – ВРАТЬ НЕЛЬЗЯ!»

Именно на их основе – и с точки зрения Общей теории войны – позволю себе оценить состояние, в котором мы находимся.

***

ПУНКТ ПЕРВЫЙ. ИДЁТ ВОЙНА ЗА ВЫЖИВАНИЕ РОССИИ.

ВОЙНА БУДЕТ ДОЛГОЙ И В ЭТОЙ ВОЙНЕ НЕ ПОБЕДИТЬ – РОССИЯ ПРАВА НЕ ИМЕЕТ! НО РОССИЯ В ЭТОЙ ВОЙНЕ, ПОКА НЕ ПОБЕЖДАЕТ.

Очевидно, что эта война будет долгой, она будет эскалироваться, затронет национальные территории всех ее сторон, примет мировой масштаб, и с большой вероятностью – ядерный характер.

БАЗОВЫЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

1. В этой войне – за свое существование в истории человечества – РОССИЯ ОБЯЗАНА ТОЛЬКО ПОБЕДИТЬ – ИБО МЫ ИСТОРИЧЕСКИ ЛИШЕНЫ ПРАВА НА ПОРАЖЕНИЕ.

2. РОССИЯ МОЖЕТ ПОБЕДИТЬ В ВОЙНЕ И ИЗМЕНИТЬ МИР – ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА – СУМЕЕТ, И САМА СМЕНИТ СВОЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – НА СОБСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ.

3. РОССИЯ БУДЕТ ЖИТЬ ПО СОБСТВЕННОЙ ТЕОРИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ – СОБСТВЕННОЙ ТЕОРИЕЙ, ПРАКТИКОЙ И ИСКУССТВОМ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИЕЙ В ВОЙНЕ И МИРЕ.

4. Свое новое государственное строительство Россия должна вести с опорой на НАЦИОНАЛЬНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИДЕОЛОГИЮ, формируя из нее:

- НОВЫЕ ЦЕЛИ БЫТИЯ И НОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ НАЦИИ;

- СОЗДАВАЯ СВОЮ НОВУЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, СВОЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ СТРАТЕГИЮ, НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, СУВЕРЕННОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ СВОИХ НАРОДОВ.

Это значит, что необходимо соответствующим образом готовить само государство, экономику, всю военную организацию, армию и население России – к существованию и функционированию в условиях войны, причем, исходя из худших вариантов ее развития.

Эту необходимость – до сих пор не осознает большинство населения страны и многие руководящие кадры среднего и высшего уровня, особенно в сферах экономики, культуры и науки, образования, просвещения, информационной сферы и кадровой политики.

***

ПУНКТ ВТОРОЙ. РОССИЯ НАХОДИТСЯ СЕЙЧАС В АВАНГАРДЕ ПОСТРОЕНИЯ НОВОГО МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА. Но она идёт вперед – пока в одиночестве, а все остальные дружественные и условно нейтральные страны, включая Китай, идут вослед России, идут за ней – присматриваясь и выжидая.

ДВИЖЕНИЕ РОССИИ К НОВОМУ МИРУ БУДЕТ ВОЕННЫМ, И ОНО УЖЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ВОЙНОЙ, ПОБЕДА В КОТОРОЙ – ОПРЕДЕЛИТ ОБЛИК, АРХИТЕКТУРУ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА ВСЕ ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ.

Но Россия только нащупывает свой путь, и не имеет пока собственной теории выживания как цивилизации и великой державы.

Отсюда, у нас – пока нет собственного понимания образа своего исторического будущего, как нет своей суверенной Идеологии и Национальной стратегии развития.

***

ПУНКТ ТРЕТИЙ. Что определяет Общая теория войны, и насколько ее постулаты прозревают всю правду жизни.

1. Общая теория войны: ГОСУДАРСТВО – ведет войну, выигрывает или проигрывает войну.

Правда жизни:

- Россия ведет войну находясь в режиме мирного времени и к серьезным мобилизационным напряжениям не готовится;

- Россия ведет войну, не имея органов управления страной в войне;

- Россия не провела мероприятий по переводу экономики в режим военного времени и не знает, как это надо делать;

- Вся правовая сфера существования России (начиная с Конституции страны) носит откровенно либеральный характер и работает в войне против России;

- Социальная сфера страны – образование, просвещение, культура, наука, информационная сфера и государственная кадровая политика – осуществляются на порочных либеральных идеологических основах и практиках, которые качественно не меняются;

- Россия не имеет своей государственной национальной идеологии и своей национальной стратегии;

- Государство – не защищает и не очищает свою социальную сферу от разрушительных действий пятой колонны;

- Государство не создает новые силовые структуры, специально ориентированные на борьбу с проявлениями внутреннего предательства (типа СМЕРШ), и так далее.

Эти задачи – в качестве категорического императива для деятельности верховной власти государства – официально никем не сформулированы и не поставлены перед конкретными исполнителями, что подтверждает отсутствие в России государственного органа управления, способного эту работу организовать и контролировать ее исполнение.

2. Общая теория войны: АРМИЯ – сражается в войне, одерживает победу или терпит поражение в сражениях войны;

Правда жизни:

- Армия ведет войну составом мирного времени;

- не создано единого органа управления военной организацией России в войне;

- кадровая политика в Армии требует своего пересмотра;

- боевые действия на фронтах Специальной военной операции ведутся силами личного состава добровольцев и контрактников, имеющих профессиональную венную подготовку советского времени, но эта возрастная категория – исчерпывается, при этом их равноценную смену на фронтах войны никто не готовит;

- в Армии нет подготовленных резервов Видов Вооруженных Сил и подготовленного мобилизационного резерва общего назначения, инфраструктура мобилизационного развертывания практически отсутствует;

- вся правовая сфера функционирования Армии и всей силовой сферы государства требует радикальной переработки;

- вся военная профессиональная теоретическая и образовательная основа требует переработки и новой организации, и пр.

Эти задачи – в качестве категорического императива для деятельности верховной власти государства – официально никем не сформулированы и не поставлены, так как – подчеркнем это вторично – в России нет органа государственного управления, способного эту работу организовать и контролировать ее исполнение.

3. Общая теория войны: НАСЕЛЕНИЕ в войне – воюет, то есть – побеждает или терпит поражение в войне.

Правда жизни:

- Население к войне не готовится, необходимость этого не осознает и свой «мирный» образ жизни не меняет, и к неизбежным серьезным мобилизационным напряжениям также не готовится;

- необходимый сдвиг в психологии молодого населения России в сторону осознания необходимости личной, культурной и профессиональной (в том числе и военной) подготовки к существованию в условиях войны на территории страны – наступает медленно;

- Всероссийского военного всеобуча на базе ДОСААФ России или на любой другой профессиональной основе – не организовано;

- Вся системе национального образования и просвещения не готовит гражданина России, который обладает государственно-патриотическим мировоззрением, желает и умеет быть строителем и защитником Отечества.

Эти задачи – в качестве категорического императива для деятельности верховной власти государства – официально никем не сформулированы и не поставлены, так как – еще раз подчеркнем это – в России нет органа государственного управления, способного эту работу организовать и контролировать ее исполнение.

И все они – ГОСУДАРСТВО, АРМИЯ и НАСЕЛЕНИЕ – должны быть готовы к войне за свое выживание – в самых тяжелых формах и условиях ведения войны.

***

Как вы видите – все эти вопросы не новые, мы сами говорили и писали об этом десятки раз и во все мыслимые инстанции, правда – безответно.

Здесь возникает вопрос – а знают ли все изложенное наши враги?

Мне представляется, что – наши враги все это знают и будут пользоваться этими недоработками и просчетами как нашей слабостью и областью своего вражеского воздействия.

Тогда вопрос должен быть поставлен так – а знают ли про это наши национальные руководители?

Мы можем только желать этого, предполагать и верить, что – да, знают!

Но при всем этом:

- наши враги объединяются, меняют свои практические подходы, обновляют свой ВПК и технику, структуру войск и логистики – и все это отрабатывают против нас и на нашей крови на земле Украины;

- а мы – тоже, наверняка, делаем многое, однако – больше живем верой, и утверждаем: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

Но для этого – требуется единство и колоссальное напряжение сил всей нации.

Нам остается только одно – общими усилиями суметь все эти и многие другие «нестроения» устранить, исправить – и успеть это сделать без раскачки!!!

Поэтому будем верить, и честно делать свое дело («Долбить свою правду, честно докладывать чужую. И так до пределов возможного!» это по Константину Симонову), понимая и веря, что «Ошибаться можно – врать нельзя!»

***

ПУНКТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Изменился мир и наше знание о нем, изменилась наша глобальная информированность, ИЗМЕНИЛАСЬ – ФОРМУЛА ВОЙНЫ.

(Коллеги! Все сказанное мною ниже есть основания Общей теории войны, которая разработана и издана мною в 3-х томах много лет назад. Но, что бы не повторялся «эффект Клаузевица», которого «все знают, но никто не читал», то позволю изложить эти основы сейчас и в наиболее сжатой форме.)

ФОРМУЛА ВОЙНЫ КЛАУЗЕВИЦА СЕБЯ ИСЧЕРПАЛА.

«ВОЙНА» - не есть «продолжение политики другими, насильственными способами» (по К. Клаузевицу).

ВОЙНА – есть:

- одно из основных естественных состояний бытия человечества;

- способ структуризации человечества, способ (механизм) его перехода к новой модели архитектуры социума (мира) и управления им;

- способ перераспределения старых и получения (завоевания) новых мест, ролей и статусов субъектов социума (государств);

- способ хозяйствования.

СОВРЕМЕННАЯ ВОЙНА – ЭТО ВОЙНА ЦИВИЛИЗАЦИЙ и СМЫСЛОВ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАВОЕВАНИЕ БУДУЩЕГО, и оно должно быть нашим!

В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ – В ЭТОЙ ВОЙНЕ ПОБЕЖДАЕТ НЕ СИЛА И НЕ ИДЕОЛОГИЯ – ПОБЕЖДАЕТ ЭТИКА!

***

НОВАЯ ФОРМУЛА ВОЙНЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИЕЙ ВОЙНЫ И ВЫТЕКАЕТ ИЗ ЛОГИКИ следующих концептуальных утверждений

1. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПРОТЕКАЕТ В ПАРАДИГМЕ (БАЗОВОЙ СХЕМЕ) ДВУХ ЕСТЕСТВЕННЫХ СВОИХ СОСТОЯНИЙ (ЦИКЛОВ, РИТМОВ) – ЭТО «ВОЙНА» И «МИР» И ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО.

«МИР» - есть способ исполнения ролей субъектами социума, сформированных последней войной. МИР ФОРМИРУЕТ ПОТЕНЦИАЛ ПЕРЕМЕН.

***

2. ВОЙНА ВСЕГДА – ПЕРМАНЕНТНА (непрерывна), ВСЕОБЩА И ГИБРИДНА. ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ФОРМОЙ И ФАЗОЙ ВОЙНЫ.

ВСЕ ТЕКУЩИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ в сферах экономики, политики, вооруженной борьбы (терроризм и санкции, Украина, Палестина и Тайвань) – есть только ЭПИЗОДЫ ВОЙНЫ

Это предполагает – не считать каждый эпизод войны отдельной войной и не реагировать на него как на новую войну.

Необходимо – создать способность и уметь постоянно управлять готовностью России – ее органов власти, силовых институтов, экономики и социальной сферы, ее населения и институтов российского общества – к войне и вооруженной борьбе.

Для этого изначально необходимо иметь (не вооруженные силы мирного и военного времени, и переходный период для их развертывания), а готовые полноценные контингенты и группировки сил и средств национальной обороны, правовые, организационные и экономические основания и структуры – для адекватного и полномасштабного парирования опасностей существованию России разного уровня, не доводя их развитие до прямых угроз суверенному развитию державы.

Эти угрозы и опасные состояния национального бытия должны определяться, исходя из установленных военной наукой специальных расчетных критериев (показателей), позволяющих судить о наступлении военной реальности разных уровней, и о необходимости нашей адекватной военной реакции на эту реальность и ее масштабы, а также иметь официально принятый, декларируемый и постоянно уточняемый перечень ситуаций, которые автоматически влекут применение Россией средств поражения по нарушителям во всех средах и театрах войны.

3. ГЛАВНЫЙ ЗАКОН ВОЙНЫ – ЗАКОН ПРАВА ПОБЕДЫ.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ВОЙНЫ – НЕ ПОБЕДА В ВОЙНЕ, А ПОСЛЕВОЕННЫЙ МИР, ЗАКЛЮЧАЕМЫЙ НА НАШИХ УСЛОВИЯХ. Победа в войне является необходимым и решающим условием этого факта.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП БЫТИЯ: ХОЧЕШЬ МИРА – ВОЮЙ ДО ПОБЕДЫ!

ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ И ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО ВОЙНЫ – это СОБСТВЕННЫЙ (сплоченный, патриотически социализированный, профессионально подготовленный, просвещенный и хорошо вооруженный) СОЦИУМ суверенной державы и его МОРАЛЬНЫЙ ФАКТОР!

4. СЕГОДНЯ АКТУАЛЬНА СОВЕРШЕННО ИНАЯ ЛОГИКА ИЕРАРХИИ ПОНЯТИЙ И ОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ БЫТИЯ и ВОЙНЫ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, основанная на культуре, исторических ценностях, святынях и исторических ценностных выборах нации – определяет ее Миссию и Предназначение – как Смыслы и Цели существования нации в истории человечества и формирует национальную идеологию – как философию национального бытия и систему базовых целей и приоритетов национальной стратегии.

ИДЕОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БЫТИЯ – отвечает на вопросы «зачем жить?» и «за что умирать?», определяет иерархию ролей государства и поле национальных предпочтений, а также формулирует главные из них – в качестве общих базовых целей Национальной стратегии, парадигмы развития, определяет позицию народа в войне и мире, и этику национального бытия.

ЭТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БЫТИЯ – отвечает на вопросы «как жить, как умирать, что можно и чего нельзя?», и определяет правила общежития, поведения и бытия нации – как обязательные основы внутреннего руководства в отношениях власти и общества, и между членами социума внутри самой нации.

ГЕОПОЛИТИКА – выявляет ценностные ареалы цивилизаций и спектры национальных интересов держав, поля и масштабы их трений; выявляет взаимосвязи стратегической обстановки и национальных интересов России, пространственно-политическую соотнесенность сторон войны и, вместе с национальной стратегией, выявляет театры войны и состав возможных противников и союзников.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ – указывает основные цели Бытия нации и направления войны (национального развития) во всех сферах национального бытия, а также определяет базовый алгоритм действий государства и управляет войной.

СТРАТЕГИЯ – указывает направления и цели войны в конкретной сфере существования нации, а также определяет базовый алгоритм действий государства в ней и управляет войной.

ПОЛИТИКА текущая - она переводит эти цели в идеологию и алгоритмы текущего бытия нации, и практическую деятельность институтов государства, в бюджетный процесс, проектирование будущего, как преследование и реализацию целей национальной стратегии, и исполнение этих проектов.

Таким образом – НЕ ПОЛИТИКА ОПРЕДЕЛЯЕТ СТРАТЕГИЮ, А НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОЛИТИКУ ГОСУДАРСТВА.

***

ПУНКТ ПЯТЫЙ. Россия находится в состоянии, когда ВСЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ПРЕЖНЕГО ОБРАЗА ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ТО ЕСТЬ – ВСЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИКИ ЛИБЕРАЛЬНОГО ТОЛКА – НЕ РАБОТАЮТ вообще, или работают на нашего противника.

Это значит, что – сейчас РОССИЯ ОБЯЗАНА ПЕРЕДЕЛАТЬ И СОЗДАТЬ ЗАНОВО ПРАКТИЧЕСКИ – ВСЮ СВОЮ ИДЕОЛОГИЮ, ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ НАЦИОНАЛЬНОГО БЫТИЯ, И ПОСТРОИТЬ СВОЮ НОВУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – исходя их ее новых ОСНОВАНИЙ БЫТИЯ, то есть - стратегических целей и задач, новых реалий, новых требований жизни – согласно тех новых теоретических, идеологических и организационных принципов, парадигм и схем – которые сегодня у России – уже есть, но существуют они пока – в разрозненном виде не утвержденных государством постулатов и основ.

Это значит, что – предстоит переосмыслить основы нашего бытия – то есть создать целостную теорию государственного и военного строительства, определить подходы ко всем жизненно важным сферам – своей идеологии, национальной стратегии, внутренней и внешней политики, и по сути – возродить всю систему получения научных знаний, национального образования и просвещения.

В том числе – важнейшую часть государственного строительства – отладить систему профессионального образования государственной и военной службы.

В ЦЕЛОМ. Сегодня у России – не решены основные вопросы теории и практики ее существования. Именно так нам следует понимать историческую правду Сталина: «Без теории нам смерть!»

***

II. ЧТО ДЕЛАТЬ: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ВОЙНЫ

Возникает естественный вопрос: кто же конкретно должен всё это делать?
Какие здесь существуют надежды и возможности?

Могут ли разработать национальную идеологию и Национальную стратегию России, к примеру, философ Александр Дугин, блогер Владимир Соловьев или новоявленный российский политолог американец Саймс? – Для меня ответ очевиден – нет!

Или, например – эксперты Высшей школы экономики, МГИМО или ИМЭМО, Изборский клуб, Валдай или даже РАН, Администрация Президента, или комитеты Государственной думы? И опять мой ответ – нет, не могут!

И, дело здесь – вовсе не в личностях уважаемых коллег, а в сути дела – все перечисленные и многие другие люди, видимо, профессиональные в чем-то своем, как говорится – НЕ В ТЕМЕ, И НЕ ВЛАДЕЮТ «ВОЕННЫМ» ПРЕДМЕТОМ названных мною проблем и задач нашего военного времени.

Может ли это создать Министерство обороны или даже наш Генеральный Штаб?

Наш ответ – нет, не могут, так как их дело – исполнять, свой долг и гарантировать суверенитет и защиту Отечества. Но они – обязаны заказывать эту работу и активно участвовать в ней.

Так кто же в России может и должен создать жизненно необходимые теоретические, идеологические и правовые основания существования России в новом Мире – и подчеркну это – в условиях беспощадной битвы двух непримиримых цивилизаций России и приговорившего нас к смерти – совокупного Запада-США?!

У НАС ОТВЕТ ОДИН – СДЕЛАТЬ ЭТО СПОСОБНЫ ТОЛЬКО ВОЕННАЯ МЫСЛЬ И ВОЕННАЯ НАУКА РОССИИ!

Военная наука – это не наука о Дронах, Гиперзвуке и их применении, или выявление принципов штурма опорников в лесу или в городе, и тому подобное.

Военная наука – это единственная профессиональная сфера, способная создать основы теории, практики и искусства управления государством в войне и мире, на основе универсальной Общей теории войны.

ПРЕДМЕТОМ ВОЕННОЙ НАУКИ РОССИИ – должны стать все вопросы бытия России, способной быть успешной и исторически вечной цивилизацией и великой державой.

Все остальные государственные и негосударственные структуры и институты – безусловно, могут и должны участвовать в этой работе.

***

И что же нам надо предпринять, чтобы эта работа – высшего государственного приоритета и уровня – была успешно выполнена?

Первое. Должен быть Государственный заказ на эту работу.

И это должен быть – не ведомственный заказ Министерства обороны России, а заказ Президента Российской Федерации, обеспеченный организационно и финансово.

Второе. Для этого необходимо создать ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ (и ПРАВИТЕЛЬСТВЕ) РОССИИ – СОВЕТ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВА (ВОЕННЫЙ СОВЕТ), возможно, возглавляемым помощником Президента России, который и должен эту работу организовать, вести и отвечать за ее качество и полномасштабное введение в государственные практики.

Третье. Требуется в корне пересмотреть и заново определить базовую парадигму (базовую схему) взаимоотношений собственно военной науки – в системе фундаментальных наук РАН.

Логика этого утверждения такова:

- сегодня РАН не изучает и не решает вопросы войны и мира, подготовки государства и населения страны к войне и ведения войны и пр., то есть – не решает фундаментальные вопросы национального бытия и безопасности России, и основные вопросы существования России как цивилизации и великой державы;

- эти вопросы должна изучать и отвечать на них – военная наука, и именно поэтому – военная наука имеет и должна занять свое собственное место в системе фундаментальных наук РАН;

- именно поэтому, военная наука, призванная изучать и формулировать фундаментальные вопросы уровня РАН – должна быть ее органической частью;

- это значит, что военная мысль и военная наука России должны тесно взаимодействовать с высшим политическим руководством России, получать от него заказы и политические установки – на исследование проблем войны и мира, и государственного военного строительства уровня РАН, и иметь соответствующее финансирование, сферу ответственности и авторитет по результатам своей научной деятельности.

Четвертое. Военной науке необходимо продолжать разрабатывать современные основы Общей теории войны и на практике пользоваться ее новым понятийным аппаратом, соответствующим новой формуле войны.

СУЩЕСТВО и ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ НАУКИ, то есть, нашей с вами задачи – видятся в том, чтобы ЗАДАВАТЬ ВЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, САМИМ и ИНИЦИАТИВНО РАЗРАБАТЫВАТЬ ЖГУЧИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ, ПРЕДЛАГАТЬ и НАВЯЗЫВАТЬ ГОСУДАРСТВУ, и собственному министерству – наши разработки, и тем самым – пробуждать в России и Армии профессионализм, разум, честь, долг и совесть.

В целом это значит, что ВАЖНО ПОНИМАТЬ и исходить из следующего:

- ТОЛЬКО МЫ ЗНАЕМ О ВОЙНЕ профессионально многое настолько – что именно МЫ ДОЛЖНЫ участвовать в этой работе постоянно, системно и УЧИТЬ ЭТОМУ ЗНАНИЮ – ПОЛИТИЧЕСКИХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РОССИИ ВСЕХ УРОВНЕЙ И ГОТОВИТЬ ЕЕ ОФИЦЕРСКИЙ КОРПУС всех звеньев;

- Мы сегодня разучились читать книги и анализировать тексты, но - НАША ВОЕННАЯ МЫСЛЬ, то есть - МЫ САМИ - ДОЛЖНЫ РАЗВИВАТЬСЯ И ЗНАТЬ О ВОЙНЕ ВСЕ, А НАША ВОЕННАЯ МЫСЛЬ – ДОЛЖНА ПРОЗРЕВАТЬ ТКАНЬ ВРЕМЕН.

А это возможно только тогда, когда существует дискуссия внутри военного экспертного сообщества, когда ведется постоянный диалог с властью и есть единое понимание с самой властью – необходимости этого диалога.

А также есть постановка (формулирование) властью – насущных вопросов и проблем национального бытия для их разрешения военной наукой и ее государственный заказ на эту работу, а также налицо применение властью достижений и постулатов национальной военной мысли в государственных практиках и правовых установках;

- При этом – НЕ ВОЕННАЯ НАУКА ДОЛЖНА СОГЛАСОВЫВАТЬ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СВОИ ВЫВОДЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРОЕКТЫ, А ОРГАНЫ ВЛАСТИ ОБЯЗАНЫ СОГЛАСОВЫВАТЬ С ВОЕННОЙ НАУКОЙ СВОИ ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ И СВОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО – и не иначе.

***

Несколько слов о профессиональном образовании государственной службы и профессиональном военном образовании

Правда жизни здесь такова – четверть века либерального существования России практически уничтожило не только экономику, культуру, образование страны и подорвало всю ее военную сферу, но и гибельно сказалось на состоянии ее военной науки и профессионального военного образования.

При этом важно знать. что в России сегодня нет системы профессионального образования государственной гражданской службы как таковой.

Но военное профессиональное образование должно и, по определению, является частью профессионального образования государственной службы России.

Это значит, что вся система профессионального образования (гражданского и военного) государственной службы должна руководствоваться – новым и отдельным от Минобрнауки и Минпросвещения России собственным Федеральным законом «Об образовании государственной службы в Российской Федерации.

Что мы имеем сейчас

1. Мы считаем, что одной из самых серьезных угроз существованию России является практически полная стратегическая безграмотность ее государственных служащих и руководящего состава всех уровней. Многие из них до сих пор не понимают, что правила своего суверенного бытия, добытые Россией кровью своих солдат и тяготами ее граждан, говорят о том, что - Либерализм, в его любых институциональных проявлениях и формах – есть гибель России, и что там – своих нет, а есть экзистенциональные враги при их любой национальности и вере, и каких много еще и у нас в стране.

2. Полная и даже рабская зависимость профессионального военного образования от установок Министерства образования и науки, Минпросвещения России, носящих абсолютно либеральный, а значит – враждебный самой России и нашей Армии характер.

3. Разрушение как таковой системы профессионального военного образования.

- Системы ВУНЦ – показала свою ущербностью, но она – не меняется. И только отдельные военные ВУЗы самостоятельно выведены из этой системы и обладают хотя бы относительной самостоятельностью и педагогической ответственностью.

- Нет четких установок и целей подготовки курсантов по годам учебы. Нет определенности – чему и как учить курсантов, и кто это будет делать.

- Несмотря на то, что основные потребности Вооруженных сил России состоят в остром недостатке офицеров командных профессий батальонного уровня (взвод, рота, батальон) - учреждений профессионального военного образования тактического уровня – не хватает и они не воссоздаются, военные учебные центры учреждений высшего образования Минобрнауки России – эту проблему не решают.

- СВУ и НВМУ – созданные и задуманные как учреждения начального военного профессионального образования – практически не входят в систему профессионального военного образования, в них не преподают военное дело и не дают военно-учетные специальности, при этом дальнейшая действительная воинская служба выпускников – не обязательна. Минобороны России не осуществляет свой государственный заказ на подготовку в них специалистов уровня младшего командного состава. (как, например, готовили нас в Мс СВУ 1956-1963 г.).
(Суворовец, который стоит государству 1млн. 200 тыс. рублей в год и учится 7 лет – прекрасно сдает ЕГЭ, ничего не знает по военному делу, и получая «свободный» диплом – потерян для Армии, так как идет – куда хочет по зову «рынка», а не по призыву Отечества).

- Система войсковых стажировок курсантов и слушателей военных академий не дает им необходимой практики работы в войсках, а сегодня эти стажировки – ежедневно проводятся участниками СВО на фронте.

- Преподавание основных курсов и предметов ведется преподавателями, которые не имеют практического опыта управления войсками.

- Генеральный штаб не готовит и целенаправленно не отбирает для себя специалистов из войск и ВВУЗов, командующие округов (фронтов) не подбирают и не заказывают для себя офицеров в училищах и академиях.

- Профессиональное военное образование – не обладает своим гуманитарным контентом и готовит офицеров, имеющих недостаточное общее образование и сегодня – невнятное профессиональное образование, при почти полном неумении работать над текстами самостоятельно, читать и понимать серьезные тексты, делать из них выводы и оформлять их письменно хорошим русским языком.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС – сегодня, когда Советская военная наука ушла, а современной российской военной науки еще нет – кто и чему будет учить наши будущие и действующие руководящие кадры в рамках профессионального государственного гражданского и военного образования, и в рамках нового национального проекта «Кадры» и программы «Время героев»?!!!

И все это с учетом того, что в военное время любое решение в любой сфере функционирования государства является военным решением и этому необходимо специально учить всех руководящих работников и всех государственных служащих гражданской сферы.

На эту работу также должен разрабатываться государственный заказ и размещаться в учреждениях профессионального военного образования и высших учреждениях образования государственной службы России.

ЧТО ДЕЛАТЬ: ОБРАЗОВАНИЕ

1. СОВМЕСТНО С ГШ ВС РФ И КЛУБОМ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ РОССИИ СОЗДАТЬ «СОВЕТ ПО ВОЕННОЙ НАУКЕ И ВОЕННОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ».

Данному Совету разработать и к декабрю сего года – представить План и Дорожную карту реформирования системы национального военного профессионального образования. В этом Плане учесть и отразить важнейшие предложения военных экспертов.

На основании этих и последующих разработок указанного Совета – формировать новую тематику, новые штатные расписания, учебные планы, планы самостоятельных работ и творческих поисков, войсковых стажировок, отработки учебных тем и перспективы военно-научной работы, и так далее.

2. РАЗРАБОТАТЬ И ПРИНЯТЬ НОВЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», где сосредоточить все положения военного профессионального образования – начиная от его структуры, тематики, собственных профессиональных предметных ФГОСов и квалификационных требований – до вопросов получения необходимых профессиональных квалификаций, военно-учетных и государственно-учетных специальностей, и порядка повышения квалификации.

ВАЖНО – эту работу нельзя отдавать на откуп штатным министерствам и законодателям, эта работа должна вестись военной наукой совместно с ними в составе специально созданного при Президенте России Военного совета (комитета).

3. Полномасштабно использовать колоссальный опыт и знания членов клуба военачальников Российской Федерации и практически задействовать потенциал Главных инспекторов ВС РФ.

4. В системе национального высшего и среднего образования – добиться положения, когда качество учебы, самого образовательного учреждения и их руководителей оценивались бы по количеству выпускников:

– прошедших Курс молодого бойца;

– получившего военно-учетную специальность, сертифицированную в ДОСААФ России и учтенную в системе военкоматов страны.

Заключение

Как говорил фельдмаршал Михаил Кутузов на совете в Филях: «Сохраним Армию – сохраним Россию. Не сохраним Армию – не сохраним ни Москвы, ни России».

Вот и вся альтернатива.

Мы напоминаем эти слова великого полководца только затем, чтобы еще раз подчеркнуть, что передовая национальная военная мысль, военная наука и профессиональное военное образование жизненно необходимы нашему Отечеству, Армии и власти, притом, что все эти компоненты должны иметь высочайшее качество и специально культивироваться самим государством.

Нам представляется очевидным, что если мы сегодня не сохраним, не восстановим и не будем развивать военную науку и профессиональное военное образование, и не повернем страну лицом к существу и потребностям этой войны – то ни у нашей Армии и у нашей России – светлого будущего не будет, так как просто не будет самого будущего.

ВОЕННАЯ НАУКА ПРЕДЛАГАЕТ ВЕРХОВНОМУ ПОЛИТИЧЕСКОМУ И ВОЕННОМУ РУКОВОДСТВУ РОССИИ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ И ТРУД В РАЗРАБОТКЕ И УСТАНОВЛЕНИИ НОВЫХ ОСНОВАНИЙ ЕЕ БЫТИЯ.

Только когда мы все сделаем правильно – Россия получит такой офицерский корпус и высший командный состав вооруженных сил и государства, которые будут способны в мирное и военное время успешно решать задачи любой сложности и выполнять свое –

ГЛАВНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ – ОБЕСПЕЧИВАТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКУЮ ВЕЧНОСТЬ КАК ЦИВИЛИЗАЦИИ И ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ, ЧТО ЗНАЧИТ:

В МИРНОЕ ВРЕМЯ – СВОЕЙ ГОТОВНОСТЬЮ, РЕШИМОСТЬЮ И ОЧЕВИДНОЙ МОЩЬЮ НЕ ДОПУСКАТЬ ВОЙНЫ КАК ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ;

А С ЕЕ НАЧАЛОМ – ВСЕГДА ПОБЕЖДАТЬ В ВОЙНЕ И ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПОСЛЕВОЕННЫЙ МИР НА УСЛОВИЯХ РОССИИ!

С НАМИ БОГ! ЗА НАМИ РОССИЯ!

Благодарю за внимание. Честь имею.


Президент Коллегии военных экспертов России,
Почетный Председатель Общероссийского союза кадетских объединений
«Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев, кадет России»,
кандидат политических наук,
генерал-майор,
Александр Владимиров