Великий Русский Чайный Путь. Епифанова Галина Владимировна (США)

Просмотров: 1054

.

Гораздо меньше, чем Великий Шелковый, известен Чайный путь, по которому из Китая в Российскую империю и обратно шли караваны и обозы, груженые в одну сторону чаем, а в другую – медом, пушниной и другими богатствами России.
Вопреки расхожему мнению, этот напиток появился не при Петре I, а задолго до него.

Примерно с 1670-х годов начинается строительство укрепления под названием “Удинский острог” ( территория Бурятии, устье Уды при слиянии с Селенгой), и в этот же период через всю Россию тянется вереница караванов, везущих ценный груз в столицу. Стройка шла быстро, так как велась в достаточно обжитых местах, здесь же проходила и “ханская дорога” в Монголию и Китай. Это была только “проба пера”: активное, стабильное движение на пути установится только через 10 лет. Рос и острог: это было уже не простое оборонительное укрепление, а настоящая крепость, так как в 1678 году здесь были возведены массивные стены. Жаль, что это слабо спасало острог от монгольских племен, в опасной близости с которыми он находился. На стороне защитников регулярно выступали буряты, обитавшие в окрестностях с незапамятных времен и почитавшие эти места священными. Во времена Петра I Удинская крепость была значительно усилена приказом прибывшего туда Федора Головина. Друг императора, он посетил Забайкалье с целью заключить Нерчинский пограничный договор (1689 год) с Китаем.

Именно Нерчинск в дальнейшем стал центром торговли с Поднебесной. Из-за заключенного договора была перенесена граница между странами: благодаря этому появился город Троицкосавск, впоследствии переименованный в Кяхту. Почти 60 лет государство держало торговлю чаем в своих руках, но затем монополию отменили из-за крошечной прибыли. Нерентабельность для казны стала настоящим праздником для купцов, когда с 1762 года им стала доступна открытая торговля чайным листом. Неиссякаемый поток караванов потянулся из Китая через Россию, доставляя коробки с будущим напитком в Западную Европу и страны Ближнего Востока.

Несмотря на название “Чайный путь”, которое предполагает одну дорогу, ее география была довольно обширной. Множеством разветвлений, из которых она и состояла, были волоки и сухопутные дороги, водные пути, ведущие во многие губернии. Более 120 ярмарок, работающих на пути, регулярно торговали привозной диковинкой, и почти 10 тысяч километров Пути связывали между собой Иркутск и Верхнеудинск, Селенгинск и Троицкосавск, Ургу и Калган, и многие другие. Протяженность сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты, по другим — 8839 вёрст, без учета ответвления "Иркутск-Аляска".

ЕПИФАНОВА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА, кандидат философских наук, доцент. Научные интересы: вопросы социальной философии, философии истории, культурологии. Темы исследований: духовный склад русского народа, исследование русской культуры, исследование русской эмиграции.

ПРУСАКОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ, член Русского Географического Общества, член Ассамблеи народов Евразии, советник ректора Школы Здравого Смысла.